Этапы обучения детей с ЗПР изобразительной деятельности

Первый (подготовительный) этап обучения направлен на формирование предпосылок к изобразительной деятельности.

Второй этап – это этап формирования предметных изображений на основе предметно-практической деятельности детей и их знакомства со свойствами и качествами предметов.

Третий этап посвящен становлению сюжетных изображений в ходе формирования образов-представлений, овладению ребенком пространством двухмерного листа бумаги и композиционными навыками.

Четвертый этап – это этап создания творческих изображений, основанных на осмыслении и отражении ребенком предметных и социальных представлений об окружающем мире в продуктах изобразительной деятельности.

 

Для обогащения содержания изобразительной деятельности педагог организует наблюдение за окружающей природой в разное время года. Дошкольники сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно выбирают фон, размер листа бумаги, цветовую гамму. В работе с детьми эффективны игровые приемы, внесение новых красивых игрушек, беседы от лица персонажа. Воспитанники проявляют интерес к созданию коллективных композиций. Изобразительная деятельность способствует реализации потенциальных возможностей и реальных умений ребенка. Дошкольников необходимо знакомить с приемами работы гуашью, карандашами, восковыми мелками, акварелью, учить работать в смешанных техниках. На каждом занятии по изобразительной деятельности воспитателем должна проводиться индивидуально-групповая работа по обучению детей анализу и оценке выполненных ими работ. Оценка связывается с качеством выполненного задания и учитывает определенные критерии. Такими критериями для лепки, аппликации, предметного и сюжетного рисования являются образность, передача движения персонажей, правильность передачи форм и пропорций, композиционная выразительность, цветовое решение изображения. Рисование с натуры оценивается на основании сходства с реальным объектом, передачи пропорций, цветовых оттенков, расположения изображения на поверхности листа бумаги. Критериями оценки для декоративного рисования являются включение элементов узора, их правильная конфигурация, цвет, композиция узора, передача формы, пропорций предмета, расположение на листе бумаги, правильный подбор фона. Для всех видов изобразительной деятельности в оценочный критерий включается аккуратность выполнения работы. Однако такой подход необходимо вводить постепенно, чтобы не отпугнуть детей от занятий изобразительной деятельностью.

В процессе обучения необходимо знакомить детей со способами сочетания цветов для создания выразительного образа. Необходимо сформировать представления о том, что изображение может быть реалистичным, сказочным, фантастическим. Это помогает преодолеть шаблонные представления о закрепленности определенного цвета за предметами и явлениями окружающего мира.

Закреплению изобразительных навыков детей и их представлений об искусстве помогает оформление в группе уголка изобразительного искусства. В нем целесообразно размещать тематические выставки по изучаемым темам, детские работы, листы белой, тонированной и фактурной бумаги, книжки-раскраски, карандаши, фломастеры, кисти, подставки, доски, стеки, пластилин и другое оборудование. В уголке должны находиться иллюстрированные детские книжки.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся фронтально воспитателем чаще всего во второй половине дня. По учебному плану в течение недели планируются два занятия рисованием и по одному занятию лепкой и аппликацией. Занятия, на которых выполняются работы в смешанных техниках, могут быть отнесены воспитателем по своему усмотрению к тому или иному виду изобразительной деятельности, который воспитателем оценивается как ведущий. Длительность занятия в младшей группе составляет 15-20 минут, в старшей- 20-25 минут, в подготовительной – до 35 минут.