Театрализованно – игровой деятельности у дошкольников с ЗПР

Задачи, направления и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию художественно-речевой деятельности детей с ЗПР

Задачи 1. Ознакомление с миром словесного искусства. 2. Воспитание интереса и любви к книге. 3. Формирование умения слушать, понимать содержание художественных произведений и эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. 4. Формирование навыков ритмической организации речи, ее интонационной выразительности в поэзии и прозе.
Направления 1. Знакомство с литературными произведениями, их восприятие, формирование эмоциональной отзывчивости и оценочного отношения к ним. 2. Формирование способности самостоятельного повествования ребенком с ЗПР малых фольклорных форм, сказок, рассказов.
Приемы 1. Восприятие текста сказок, стихов с последующим рассматриванием иллюстраций. 2. Беседа по картине, связанной с сюжетом литературного произведения. 3. Разъяснение и уточнение значений незнакомых слов в тексте. 4. Восприятие сюжета произведения с инсценированием его на фланелеграфе, в настольном театре. 5. Выразительная диалогическая речь педагога при передаче образов персонажей литературного произведения. 6. Использование средств невербальной, знаковой выразительности (мимики, пантомимики) при пересказе текста взрослым. 7. Показ традиционных способов организации сюжета и построения сказок (повторность, троекратность повествования эпизодов и т.д.). 8. Пересказывание малых фольклорных форм самими детьми. 9. Действия детей с игрушками при инсценировании сюжета в настольном театре.

Театрализованно - игровая деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр: режиссерские (настольно-театрализованные, стендовые), образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, би-ба-бо) и без них. В них сочетается ролевая игра и зачатки театрального искусства.

 

Этапы и содержание работы по формированию

Этап Содержание работы
I этап Посвящен формированию положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к данной деятельности. Для детей необходимо создать соответствующие условия: обеспечить наличие оборудования, игрушек, фланелеграфа, элементов костюмов, расширять круг представлений о театре, способствовать накоплению опыта, ориентировке ребенка в новой для него деятельности.
II этап Направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения ребенка с ЗПР. У детей расширяют кругозор за счет увеличения объема информации, обеспечивают усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов, формируют целостное видение сюжета и образа, представление о композиционном построении театрализованного действия.  
III этап Происходит овладение элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета. Дошкольники приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных, образно-ролевых играх, знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой построения сказок, закономерностями появления и движения персонажей в театрализованном действии в режиссерских играх.

 

Важное место в развитии театрализованной деятельности дошкольников с ЗПР занимает кукольный театр. В качестве подготовительного этапа в обучении детей действиям с куклами би-ба-бо используются различные пантомимические игры с руками и передача условных образов различных персонажей при инсценировании. Детям нравится сопровождать рассказывание стихотворений действиями рук. В игровых заданиях с куклами лучше, чем в других видах театрализованных игр, отрабатывается интонационная выразительность образа, поскольку ребенок сосредоточен только на действиях руки и голоса, а не всего тела.

Условиями для активизации творчества детей с ЗПР являются:

1.Наличие у ребенка индивидуального пространства (стол, ширма, фланелеграф).
2. Наличие мелкого демонстрационного материала.
3. Руководство взрослым детской игрой.

 

Театрализованная деятельность развивает и корригирует познавательную и эмоционально-волевую сферы, способствует становлению личности, создает условия для социальной адаптации детей с ЗПР, приобщает их к художественной культуре.

Художественно-ручной труд и детский дизайн – это художественная деятельность детей, которая обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорные процессы. Дети овладевают действиями с бумагой, тканью, бросовым и природным материалом, учатся определять свойства и качества материалов, работать кисточкой, клеем, ножницами.