Общие задачи музыкального воспитания детей

Содержание художественного развития и эстетического воспитания детей с ЗПР

Методы художественного развития и эстетического воспитания детей с ЗПР

Методы обучения Методы воспитания
Методы организации учебно-воспитательной деятельности. 1. Словесные методы (рассказ, беседа о произведениях искусства, об истории их создания и т.д.). 2. Наглядные методы (исполнение художественных произведений, показ предметов искусства и т.д.). 3. Практические методы (упражнения в выполнении способов действий). 1. Метод убеждения. 2. Этическая беседа. 3. Методы организации детской художественной деятельности (упражнение в эстетических действиях, поступках, приучение к художественной деятельности). 4. Методы стимулирования положительной мотивации художественной деятельности (показ образца, применение творческих заданий, занимательных упражнений, игровые ситуации, использование специального оборудования, нетрадиционных материалов, наблюдение и др.). 5. Методы стимулирования поведения детей (поощрение, порицание, наказание).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Дидактические игры, занимательные упражнения, создание ситуаций эмоциональных переживаний, успеха, метод поощрения, метод предъявления учебных требований и др.
Методы контроля и самоконтроля. Различные варианты проверки знаний.

 

 

Выбор методов определяется:

 

1. Возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей.
2. Интересами и склонностями дошкольников.
3. Уровнем их подготовки.
4. Особенностями и степенью отклонений в развитии.
5. Целями и задачами художественного развития детей.
6. Спецификой воздействия каждого из видов искусства.
7. Формами организации художественной деятельности.
8. Объемом и качеством художественной информации.
9. Мастерством педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями художественного развития.

Сенсорное развитие и эмоционально-художественное общение в младенческом и раннем возрасте. Сенсорная система определяет психическое развитие ребенка, формирование его личности, обеспечивает возможность его общения с искусством и «вхождение» в художественную культуру. Нарушение одной из сенсорных систем создает диспропорциональность в развитии психических функций. Необходимо создание педагогических ситуаций, которые побуждают ребенка использовать в художественной деятельности не только сохранные функции, но и нарушенные.

Главным в этот период является общение. Формирование навыков общения с взрослыми начинается с улыбки матери, контактов с другими близкими людьми. Дефицит эмоциональных контактов с взрослым может привести к нарушениям уже в первые месяцы жизни ребенка. Поэтому большое значение имеет художественная окрашенность, эмоциональность общения взрослого, которая воспитывает у ребенка чувство привязанности и доверия к матери. Взрослый для ребенка должен быть источником радости, давать ощущение защищенности и вызывать познавательную активность. Вызывая интерес к себе и игрушке, взрослому важно увидеть ответную реакцию ребенка.

Речь и художественное слово взрослого в общении с ребенком. В младенческом возрасте у ребенка формируется знаковая сторона общения. Реакция взрослого на плач, жест ребенка дает образец вербального и невербального общения. Речь взрослого должна быть напевной, богато интонированной, повествовательной, сопровождающей действия младенца. Создавая богатую звукоинтонационную речевую среду, взрослый формирует предпосылки для развития речи, развивает слуховую чувствительность к звучанию поэтического слова, формирует зачатки различных видов художественной деятельности. Общение через игру с взрослым вызывает у малыша оживление, радостное настроение. Активизация звукоинтонационной стороны общения ребенка с взрослым обеспечивается игровой формой общения, комплексом сенсорного воздействия (тактильного, зрительного, звукового). Развитию звуковой активности способствуют игры с воспроизведением звуков, различных слогосочетаний: «Агу», «Ма-ма-ма», «Ба-ба-ба» и др. При общении через игру с игрушками у ребенка развивается речь, двигательно-тактильная сфера, мелкая моторика пальцев рук.

Музыкальная деятельность детей с ЗПР. Искусство в жизнь ребенка младенческого и раннего возраста входит вместе с общением со взрослым через народные потешки, попевки, детские стихи, колыбельные песенки, звучащие игрушки. Сильное влияние в этом возрасте оказывает музыка, которая развивает эмоциональную сферу, слуховое внимание ребенка. Уже в младенчестве формируются предпосылки пения, игры на музыкальных инструментах, танцевальных движений. Повторяя движения за взрослым, которые сопровождаются музыкой или пением, у ребенка развивается подражательность. Начиная ходить в ясли-сад, ребенок посещает музыкальные занятия, на которых он приобщается к пению, играм и танцам под музыку, осваивает движения с предметами, имитационные движения, действия с музыкальными игрушками и инструментами. Музыка пронизывает всю повседневную жизнь ребенка.

 

1. Воспитывать восприимчивость, любовь и интерес к музыке.
2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и средствами музыкальной выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности и знакомить с простейшими понятиями музыкальной грамоты.
4. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса.
5. Развивать творческое отношение к музыке.

 

Данные задачи стоят перед педагогом на всех этапах работы с дошкольниками. Но на каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.

Формами организации работы с дошкольниками являются: музыкальные занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста подразумевает освоение различных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.