И эстетическое воспитание детей с ЗПР

Тема: Художественное развитие

Особенности художественного развития детей с ЗПР. Музыкальное развитие. В младшем возрасте у детей с ЗПР возникает эмоциональный отклик на музыку. Дошкольники могут различать звуки по тембру, высоте, включаться в совместное с педагогом пение, передавать простой ритм в ходьбе, реагировать сменой движений на изменение характера музыки, подражая действиям педагога. Они выполняют элементарные движения с предметами, танцевальные движения, имитационные образные движения в музыкальных играх. Однако дети сосредотачиваются на звучании музыки только при использовании зрительной опоры (игрушек), действий взрослого под музыку. Движения воспитанников под музыку хаотичны, организуются только по показу и с вербально-эмоциональной поддержкой взрослого. У них наблюдаются вялость праксиса, несформированность вокально-слуховой координации, сложности пения в ансамбле, неловкость и недостаточная координация движений, синкинезии, трудности в пространственной ориентации при движениях в играх и плясках.

В 4-5 лет у детей с ЗПР появляется интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Они могут определять звуки по высоте, длительности, тембру, характер и жанр музыки при поддержке взрослого и использовании наглядной опоры, связывать мелодии с образами животных. Дошкольники реагируют на начало и конец песни по сигналу или музыкальному вступлению, подпевают и исполняют простые песни с музыкальным сопровождением, пытаются подражать интонациям взрослого. Воспитанники специального детского сада могут выполнять совместно со взрослым, по показу и со словесной опорой несложные музыкально-ритмические движения на месте, перестроения в пространстве, соотнося их с характером музыки, а также простые действия с предметами, образные движения в музыкальных играх. Вместе с тем дошкольники не самостоятельны, испытывают трудности при запоминании и узнавании музыкальных произведений. Певческие особенности выражаются в несовершенстве интонирования, слабости голоса, коротком дыхании, вялой дикции. Дети испытывают сложности в передаче в движениях динамики, темпа, формы музыкального произведения.

У старших дошкольников с ЗПР накапливаются музыкальные впечатления, вырабатывается адекватная эмоциональная отзывчивость на музыку, формируются музыкальные представления, происходит первое обобщение о музыке. Дети различают характер музыки, ее жанры с наглядной поддержкой, узнают знакомые музыкальные произведения по мелодии, с отсрочкой во времени, проявляют интерес к игре на детских музыкальных инструментах, распознают их по звучанию и звукоизвлечению. У воспитанников специальных образовательных учреждений продолжают формироваться вокальные и хоровые навыки, умение вместе начинать и заканчивать песню, регулировать дыхание во время пения, пропевать целые фразы, соблюдать темп песни, с опорой на аккомпанемент правильно воспроизводить мелодию, регулировать силу голоса в пении. Дети выполняют различные ритмические движения под музыку, с поддержкой взрослого передают средства выразительности. В музыкальных играх, упражнениях они используют несложные танцевальные движения в парах, пространственные перестроения врассыпную, по кругу, движения с предметами и без них, стараются эмоционально воспроизводить знакомые образы персонажей. У них появляется самостоятельность и целенаправленность в музыкальной деятельности, наблюдаются элементы танцевально-игрового творчества. Однако напевность, выразительность голоса еще недостаточно развиты.

Художественно-речевая деятельность. Для воспитанников с ЗПР характерны пониженная активность, отсутствие дифференцированного восприятия художественного текста. Им требуется пояснение, уточнение смыслового содержания литературного произведения. Конкретно- ситуативное мышление усложняет усвоение таких понятий, как добро, дружба и др. Дети могут испытывать затруднения при запоминании словесного материала и произнесении текста стихотворений. Чтение стихотворений характеризуется монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логических ударений. Педагоги отмечают у детей неустойчивость дыхания, хрипловатый голос, часто с носовым оттенком, вялую размытую дикцию, нарушения звукопроизношения. «Смазанная» речь является следствием малой подвижности артикуляционного аппарата.

Театрализованно - игровую деятельность отличает бедность воображения и творчества, а также ее однообразие. Это связано с недостаточностью представлений об окружающей действительности, слабой наблюдательностью. У дошкольников снижена активность игрового поведения. Для игры характерен предметно-действенный способ ее построения. Дети ЗПР затрудняются в осознании воображаемой ситуации и принятии на себя роли. Роль, один раз сыгранная ребенком, как бы закрепляется за ним, исполняется постоянно. Нет действий, реализующих отношения между персонажами. Роль не выступает в качестве регулятора деятельности. Игровые действия бедны по своей эмоциональной окрашенности, невыразительны. Дошкольники плохо владеют интонацией, мимикой, ориентировкой в пространстве. Их речь является нечеткой. Из-за плохой моторики рук, излишнего напряжения мышц, невозможности точно воспроизвести ту или иную позу руки и пальцев дети с ЗПР затрудняются в действиях с куклами (би-ба-бо, пальчикового театра).