По трудовому воспитанию детей с ЗПР
Соблюдение правил безопасности и гигиены труда на занятиях
Воспитывающий характер занятий по трудовому воспитанию детей с ЗПР
На занятиях по трудовому воспитанию детей с ЗПР
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Развитие мелкой моторики пальцев рук является одной из важных задач трудового воспитания детей с ЗПР. Ее реализация происходит в процессе аппликационной, конструктивной деятельности дошкольников, выполнении ими поделок из природного материала, пластилина. На занятиях, во время физкультпаузы широко используются тренировочные упражнения: вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак и др. Они проводятся выборочно в зависимости от целей занятия и отрабатываемого на нем двигательного приема.
Формирование положительных качеств личности, нравственного поведения является одной из задач трудового воспитания. В процессе трудовой деятельности дети учатся ставить цель, проявлять настойчивость для ее достижения, преодолевать трудности. У них формируется коллективизм, желание оказать помощь друзьям. Педагог должен предусмотреть общие и индивидуальные воспитательные задачи, опираясь на особенности детей (например, робких воспитанников он объединяет с решительными, импульсивных с уравновешенными, слабых с сильными). В коррекционно-педагогической работе педагог использует рассказы, сказки, инсценировки, пословицы, поговорки о труде. Воспитательное значение приобретают экскурсии. Они расширяют кругозор детей, развивают познавательные интересы, воспитывают уважение к людям труда, помогают решать вопросы первоначальной профессиональной ориентации.
Дети с ЗПР на занятиях используют ножницы, клей, стеки, лейки и другие инструменты, указанные в Программе. Поэтому они должны знать правила пользования колющими и режущими инструментами. Для этого педагог объясняет детям, как нужно держать их в руке и размещать на рабочем месте, правильно ими действовать и передавать при необходимости сверстникам. Закреплению знаний и навыков помогают красочно оформленные таблицы с изображением конкретных ситуаций, художественная литература. Дошкольники с ЗПР должны выработать у себя привычку сохранять во время работы удобную и правильную позу, работать чистыми руками, пользоваться материалами (губкой, тряпкой), следить за чистотой рабочего места, убирать после окончания работы инструменты в чистом виде. Инструменты, инвентарь должны строго соответствовать возрастным особенностям детей.Соблюдение детьми требований к своей работе способствует развитию организованности и целенаправленности их деятельности.