По трудовому воспитанию детей с ЗПР

Содержание коррекционно-педагогической работы

Трудового воспитания детей с ЗПР

Задачи, принципы, методы и формы организации

Задачи Общие 1. Воспитание трудолюбия. 2. Уважение к людям труда. 3. Формирование бережного отношения к окружающей среде. 4. Формирование навыков культуры труда. 5. Обучение приемам работы с различными материалами. 6. Ознакомление с трудовыми профессиями.
Специфические 1. Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности. 2. Повышение познавательной активности. 3. Формирование учебной деятельности. 4. Формирование личностных качеств: самостоятельности, наблюдательности, целенаправленности. 5. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 6. Формирование пространственных представлений. 7. Формирование познавательных интересов.
Принципы 1. Единство диагностики и проведения коррекционной работы. 2. Учет актуального уровня развития и потенциальных возможностей детей. 3. Индивидуальный и дифференцированный подход. 4. Педагогическое руководство деятельностью детей. 5. Доступность учебного материала. 6. Повторяемость учебного материала. 7. Систематичность проведения коррекционно-педагогической работы.
Методы и приемы Беседы, объяснение, загадывание загадок, работа с дидактическим материалом, выставки детских работ, вопросы к детям и уточнение их ответов, оказание стимулирующей и направляющей помощи, показ диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, чтение художественной литературы.
Формы организации Занятия, наблюдения, экскурсии, несложные опыты.  

Программой коррекционного обучения детей с ЗПР предусмотрена работа с бумагой, пластилином, природным материалом, строительным материалом и различным конструктором, а также деятельность по уходу за комнатными растениями, выращиванию растений в открытом грунте. Решение задач осуществляется в практической деятельности с привлечением знаний и умений детей, приобретаемых ими на других занятиях (по математике, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности).

Значительное место в программе отведено работе детей с различным материалом. Для правильного планирования работы по трудовому воспитанию педагогу важно знать общие особенности детей и их индивидуальные проявления. Воспитатель устанавливает, на каком уровне трудовой подготовки находятся дети, что затрудняет того или иного ребенка выполнить конкретное действие, задание в целом. Сложный учебный материал дробится и преподносится дошкольникам по частям, с детальным его объяснением. Для лучшего усвоения той или иной темы с воспитанниками проводится ряд дополнительных тренировочных упражнений. Детей знакомят с условно-графическими и цифровыми обозначениями, с рабочими и вспомогательными линиями, разными способами разметки материала (на глаз, по шаблону, трафарету, на просвет и др.). Выполнение заданий дошкольники осуществляют по показу, образцу, словесной инструкции, с использованием предметно-инструкционных планов и карт, графического изображения образца. Детей учат рассказывать о выполняемых или предстоящих действиях, делать словесный отчет о проделанной работе.

Важными моментами обучения являются бережное отношение к изготовленным изделиям детей со стороны сверстников и взрослых, а также система поощрения дошкольников за самые незначительные успехи. Особенно следует поощрять робких, застенчивых, испытывающих трудности в обучении детей.

Большое значение для воспитанников специальных дошкольных учреждений имеют вопросы культуры труда и организации рабочего места. У детей формируют умение подготавливать свое рабочее место к занятию и содержать его в порядке, правильно располагать на нем инструменты, экономно расходовать материалы, находить рациональные приемы работы. Во время проведения занятий педагог следит за правильной осанкой и удобной позой детей.

На занятиях по выращиванию растений основное место занимают наблюдения и несложные опыты. Этот вид труда планируется по сезонам года (осенний, весенне-летний). Внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, интереса к труду в сельском хозяйстве, развитию наблюдательности, расширению кругозора. При планировании занятий по выращиванию растений необходимо их содержание соотносить с таким разделом программы как «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Среди выделенных задач особое место занимают такие как активизация познавательной деятельности,формирование умственных действий, развитие мелкой моторики пальцев рук.