Тема: Трудовое воспитание детей с ЗПР

По формированию правильного поведения у детей с ЗПР

Задачи коррекционно-педагогической работы

Формирование осознанного и правильного поведения у детей с ЗПР

Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления в среде. В психологии человека поведение рассматривается как внешнее проявление его деятельности, т.е. динамической системы взаимодействия субъекта с миром. В процессе социализации ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения. Поведение регулируется общественными условиями и определяется индивидуальными особенностями человека, зрелостью эмоционально-волевой сферы, психическим здоровьем, системой отношений личности и действительности, особенностями ЦНС, темпераментом. Поведение – внешний показатель внутреннего состояния личности ребенка. Формирование культурного поведения – цель воспитательного процесса и условие успешной деятельности и социализации ребенка.

1. Оказание помощи ребенку при включении его в систему социальных отношений.
2. Формирование состояния социальной значимости.
3. Формирование навыков удовлетворения социальных потребностей с учетом общественно приемлемых норм.
4. Воспитание умения осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали.

 

Одним из главных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР является формирование способности управлять своим поведением. Благодаря проведению такой работы поведение, которое побуждалось спонтанными чувствами и впечатлениями («полевое»), превращается в поведение «волевое». Происходит переход от внешней регуляции поведения к внутренней. Произвольную саморегуляцию личности при взаимодействии ее со средой обеспечивает эмоционально-волевая сфера.

Особенности трудовой подготовки детей с ЗПРзаключаются в том, что дошкольники специализированного детского сада недостаточно осмысливают выполнение требуемой работы, у них ослаблена речевая регуляция действий. Трудовые умения, навыки самообслуживания находятся на низком уровне развития. У воспитанников образовательных учреждений наблюдается ограниченный запас знаний и представлений о трудовой деятельности взрослых, орудиях труда, свойствах материалов, технике безопасности. Они испытывают моторные затруднения при выполнении трудовых поручений, могут быть невнимательными при прослушивании инструкций педагога. У них нет привычки к трудовому усилию, доведению начатого дела до конца. У детей страдают операционные навыки, интеллектуальный компонент трудовой деятельности. Они не умеют анализировать образец, вычленять этапы работы, их последовательность, осуществлять самоконтроль, описывать образец, рассказывать о предстоящих действиях, делать отчет о проделанной работе. Вместе с тем, дети с ЗПР могут продуктивно работать, использовать помощь взрослого, перенести усвоенный способ, навыки в новые условия, проявлять смекалку, понимать юмор, делать обобщения.