Математических представлений у детей с ЗПР

Коррекционно-педагогической работы по развитию

По развитию математических представлений у детей с ЗПР

Коррекционно-педагогическая работа

 

Особенности математического развития дошкольников с ЗПР.К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с помощью счетных палочек и решают простые задачи. Другие не могут назвать ни одной цифры, не умеют считать, смешивают фигуры, не ориентируются на листе бумаги, не могут выполнить простейшие рисунки, не приобретают элементарных математических знаний, умений и навыков, которыми владеют нормально развивающиеся дошкольники. Большинство детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых имеются нарушения пространственной ориентировки, недоразвитие мелкой моторки пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением, черчением. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур. На обучение накладывают отпечаток сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания, низкая работоспособность, недостаточное развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). Все это создает повышенные трудности в овладении математикой.

 

Задачи, принципы, направления, условия организации и содержание

Задачи 1. Выявление имеющихся элементарных математических знаний и умений (считать, соотносить числительное с количеством предметов, решать примеры и простейшие задачи на сложение и вычитание, находить и называть геометрические фигуры, наличие знаний о цифрах, их названиях, составе числа, владение элементарными математическими понятиями). 2. Формирование навыков учебной деятельности (правильно сидеть, поднимать руку, вставать, слушать объяснения педагога, отвечать на вопросы, выполнять задания, организовывать рабочее место, аккуратно пользоваться дидактическими пособиями, владеть способами предметно - практической деятельности, приемами работы в тетради, формирование интереса к школе, желание учиться и т.д.). 3. Подготовка к изучению курса математики в школе.
Принципы 1. Принцип развивающего обучения. 2. Принцип индивидуального подхода. 3. Наглядно-действенный характер обучения. 4. Принцип специального педагогического руководства.
Направления 1. Формирование представлений о форме, величине, количестве и числе предметов. 2. Формирование способов измерения. 3. Формирование представлений о пространственной ориентировке и ориентировке во времени. 4. Формирование умений составлению и решению арифметических задач на сложение и вычитание. 5. Подготовка к письму цифр.
Условия организации 1. Обучение началам математики должно происходить в практической и игровой деятельности. 2. Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в задании. 3. В ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач. 4. Стимулирование появления поисковых способов ориентировки в заданиях и создание ситуаций, где необходимо применить полученные знания. 5. Обобщение и закрепление в слове полученного опыта. 6. Наличие необходимого оборудования для занятий: общегруппового наборного полотна, фланелеграфа, дидактического материала для демонстрации изучаемых объектов, разнообразного раздаточного материала для каждого ребенка (игрушек, геометрических фигур и тел, предметных картинок, природного материала, тетрадей с печатной основой для детей дошкольного возраста типа «Игралочка», «Считалочка», рабочих тетрадей в крупную клетку для работы с карандашом, фломастером, ручкой).
Содержание работы 1. Освоение математических понятий. 2. Выделение свойств предметов и их группировка по определенным признакам. 3. Обучение сравнению и уравниванию групп предметов. 4. Ознакомление со счетом, числами натурального ряда, их названиями, последовательностью. 5. Ознакомление детей с арифметическими действиями. 6. Формирование измерительных навыков. 7. Формирование ориентировки в пространстве и времени. 8. Подготовка руки к письму цифр.

 

Особенности дошкольников с ЗПР требуют большого количества тренировочных упражнений. Интерес воспитанников к занятиям поддерживается использованием дидактических игр, материалов, занимательных упражнений. В работе с детьми педагог использует беседы, иллюстративный материал, художественную литературу. Коррекционно-педагогическая работа по формированию элементарных математических представлений осуществляется на прогулках, в подвижных играх, на физкультурных и музыкальных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, в режимных моментах, при бытовой ориентировке детей в групповой комнате и в помещении всего детского сада.

На занятиях по математике используются такие методы как наглядный образец, показ, словесная инструкция. Дети осваивают приемы: наложение, расположение предметов в заданной последовательности, образование пар с помощью соединительных линий и др.

Свои действия дети сопровождают словесным отчетом. Работа строится с постепенным усложнением: от максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показа, конкретных указаний педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию.