По умственному воспитанию дошкольников с ЗПР
Содержание коррекционно-педагогической работы
По умственному воспитанию детей с ЗПР
Цель, задачи, принципы и направления коррекционно-педагогической работы
Тема: Умственное воспитание и речевое развитие детей с ЗПР
Цель | Восполнение пробелов предшествующего развития детей, активизация познавательной деятельности, анализ получаемой информации, развитие мыслительных операций и способов действия на основе речевого опосредования. | |
Задачи | Образовательные | 1. Расширение кругозора. 2. Формирование общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, классификации, обобщения). 3. Формирование общедеятельностных умений (планирования, самоконтроля, самооценки). 4. Формирование учебных мотивов, познавательных интересов. 5. Обогащение словаря и формирование устной монологической речи. |
Воспитательные | Формирование заботливого отношения к членам семьи, сверстникам, окружающим людям, природе, растениям и животным, воспитание любви к Родине, уважения к людям труда. | |
Принципы | 1. Принцип учета возрастных и типологических особенностей детей. 2. Принцип индивидуального подхода к детям. 3. Принцип коррекционно-развивающей направленности обучения. 4. Принцип активного воздействия на умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого ребенка. 5. Принцип построения учебного материала с отработкой необходимых умственных и практических действий. 6. Принцип необходимости специального педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью детей. | |
Направления | 1. Развитие обобщенных представлений об основных разновидностях свойств предметов (подготовительный период). 2. Формирование конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности на базе созданных в подготовительный период умений и навыков и на основе обучения детей единому обобщенному способу анализа объектов. 3. Формирование элементарных (родовых) понятий на основе обучения способам словесного обобщения изученных объектов. 4. Обогащение словаря и развитие связной речи в тесной связи с наблюдениями и предметно-практической деятельностью. |
Основными задачами раздела «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» программы обучения и воспитания детей с ЗПР являются:
-накопление и систематизация представлений и элементарных понятий о природе и жизни общества;
-овладение приемами анализирующего наблюдения, действиями сравнения и обобщения.
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дошкольники овладевают следующими умениями:
1. Вести наблюдения за объектом или явлением. |
2. Осуществлять анализ конкретного предмета или явления. |
3. Проводить сравнение 2-х предметов по плану, выделяя общие и отличительные признаки. |
4. Классифицировать предметы на группы на основании родового признака. |
5. Называть группы однородных предметов обобщающими словами. |
6. Производить классификацию конкретных предметов без практического их деления на группы. |
7. Устанавливать причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений с помощью педагога. |
Наблюдение в природе организуется по следующим направлениям:
1. Состояние погоды. |
2. Состояние неживой природы по временам года. |
3. Сезонные изменения в жизни растений и животных. |
4. Сезонный труд людей. |
5. Наблюдения в природе за отдельными растениями и животными. |
В процессе наблюдения дети усваивают последовательность наблюдений за объектами (солнцем, небом, облаками, осадками, ветром, почвой), учатся характеризовать погоду, сравнивать результаты наблюдений за одним и тем же явлением в течение небольшого промежутка времени. На этой основе дети знакомятся с сезонным трудом людей, видами растений и животных, изучают основные отличительные признаки времен года. Степень самостоятельности дошкольников постепенно возрастает, увеличивается число наблюдаемых объектов, становится более полным анализ каждого отдельного явления или предмета. Дети усваивают порядок чередования времен года, названия месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого месяца и времени года, сравнивать смежные (осень-зима, зима-весна) и противоположные (весна-осень, лето-зима) времена года.
Воспитанники знакомятся с изменениями, происходящими в природе посезонам года, приучаются устанавливать элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, учатся делать выводы и обобщения, получают сведения о закономерностях и условиях жизни растений и животных в разное время года.
Значительное место отводится сравнению конкретных видов животных и растений с целью выделения их существенных признаков. Педагог рассказывает детям об основных признаках растений, учит распознавать и правильно называть деревья, кустарники, цветы, знакомит с некоторыми видами культурных растений. У дошкольников расширяются представления о зверях, зимующих и перелетных птицах, животных водоемов. Для закрепления знаний по темам «Растения» и «Животные» используются работы детей с природным материалом.
Дошкольников знакомят ссезонным трудом взрослых (уборкой урожая, сенокосом, расчисткой дорог от снега, посадкой деревьев, кустарников, цветов, овощных культур, уходом за растениями сада, огорода). Им рассказывают о видах детской помощи взрослым при проведении сезонных работ.
Раздел программы «Знакомство с ближайшим окружением» предполагает уточнение и расширение конкретных знаний и представлений детей о предметах быта, орудиях труда, транспорте, профессиях и т.д. Дошкольники учатся рассказывать о труде членов своей семьи. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью общества разнообразны: наблюдения, экскурсии, посещение предприятий, музеев, театров, беседы, чтение литературы, просмотр кино- и диафильмов, телевизионных программ, подготовка к праздникам. Полученные знания дети закрепляют в практической деятельности.
Умение наблюдать первоначально вырабатывается у воспитанников в процессе анализа и сравнения объектов во время экскурсий, прогулок, демонстрации изучаемых предметов на занятиях. Сочетание наблюдений с выполнением практических действий вызывает у детей познавательный интерес и любознательность. Для активизации познавательной деятельности дошкольников педагог использует дидактические игры («Подбери листок», «Найди дерево по описанию», «Садовник»), элементы соревнования («Кто больше?», «Кто быстрее?»). Полученные знания углубляются при составлении устных рассказов по плану педагога, по опорным словам, по картине и т.д. Особое место занимают рассказы ребят о самостоятельном наблюдении.
В обучении наблюдению большую роль играет речь педагога. Он руководит рассматриванием, обследованием воспринимаемых объектов, следит за речью детей. В процессе беседы дети должны усвоить и использовать в речи различные типы предложений. Педагог постоянно усложняет характер и формулировку вопросов, следит за ответами дошкольников, не допускает использование ими лишних слов, привлекает к оценке правильности полученного ответа всех детей. Вначале педагог сам оценивает высказывания воспитанников. Он выделяет точные, полные, удачные предложения, сравнивает ответы двух детей, отмечает лучший, поясняет почему, предлагает исправить неудачный ответ. В дальнейшем дети самостоятельно осуществляют оценку речи сверстников.
Анализ объекта производится по определенному плану, который строго выдерживается педагогом:
1. Характеристика предмета в целом. |
2. Выделение основных частей предмета и рассказ об их свойствах. |
3. Выделение мелких частей предмета и их описание. |
4. Повторный рассказ о предмете в целом. |
После изучения предмета в целом, выделения его основных частей, дети учатся составлять рассказ-описание. Предварительно педагог дает образец такого рассказа, а затем проводит по нему беседу. Такая беседа приучает воспитанников к определенной последовательности и четкости изложения. Обучение рассказыванию предполагает сначала составление коллективных рассказов по вопросам, по плану, по опорным словам, а также придумывание начала и окончания рассказа.
При сравнении объектов важно научить детей проводить анализ, соотнося признаки одного предмета с аналогичными признаками другого предмета. В результате дети должны быть в состоянии ответить на вопросы: Есть ли у этих предметов похожие части? Какие? Чем они похожи? Чем они отличаются? Какие части более всего отличаются? Провести сравнительный анализ объектов помогают следующие виды деятельности: лепка, аппликация, изготовление поделок из природного материала, составление орнаментов.
Таким образом, в процессе анализа предметов необходимо установить связь между наблюдением, практической деятельностью и развитием речи детей.
Параллельно с задачей формирования представлений об отдельных предметах решается задача обучения воспитанников классифицированию предметов в отдельные категории на основе выделенного существенного признака и далее названию этих категорий. Исключительное значение придается работе по усвоению детьми родовых понятий. Вначале обучения дошкольники учатся обобщать и группировать предметы, в которых общий признак, являющийся основанием для их объединения, выражен наиболее ярко и отчетливо. В дальнейшем дети учатся дифференцировать часто смешиваемые понятия.
Работа по формированию родовых понятий проводится по следующим направлениям:
1. Выделение признаков, на основании которых отдельные предметы можно отнести к соответствующим категориям. |
2. Организация практических действий по объединению предметов в группы (практическая группировка). |
3. Практическая группировка в сочетании со словесным обозначением выделенных групп (словесная классификация). |
4. Логическая классификация (без практического деления на группы). |
Таким образом, усвоение детьми родовых понятий первоначально происходит в форме практической деятельности по распределению на группы реальных предметов и их изображений, что подготавливает переход к выполнению аналогичных действий в уме, т.е. во внутреннем плане. В практической деятельности выделенный существенный признак подкрепляется зрительно, а в словесной классификации он существует в умственном плане. Для приобретения опыта в словесной классификации, широко используются логические упражнения. Решая такие задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, умозаключение). Это активизирует мыслительную деятельность дошкольников, стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума. Логические задачи используют в процессе экскурсий, прогулок, в беседе. Их содержание постоянно усложняется, что положительно сказывается на речевом развитии: от односложных ответов дети переходят к развернутым, с использованием различных видов простых и сложных предложений.