По сенсорному воспитанию

Этапы Содержание коррекционно-педагогической работы
I этап Дети знакомятся с основными цветами спектра (кроме голубого цвета), с пятью геометрическими фигурами (прямоугольником, квадратом, треугольником, овалом, кругом) и тремя разновидностями величины (большой, средней, маленькой), учатся вычленять простейшие пространственные отношения (вверху – внизу, слева - справа). Работа над всеми понятиями ведется параллельно.
II этап У детей вырабатывается умение различать и правильно называть все основные цвета и оттенки. В активный словарь детей вводятся предметно-образные названия цветов. Обучение детей пониманию пространственных отношений между реальными предметами и их частями осуществляется в процессе формирования умения воспроизвести эти отношения сначала на листе бумаги, в пространстве, а затем уже словесно.
III этап Детей знакомят со свойствами материалов, учат различать воспринимаемые предметы по нескольким признакам. С дошкольниками организуются простейшие опыты, практические работы, по окончании которых они делают выводы о качестве материала. С целью развития пространственных представлений особое значение придается обучению детей анализу различных предметных ситуаций, употреблению развернутых словесных описаний расположения предметов в пространстве.

 

Работа над развитием представлений о цвете начинается с предъявления ребенку образцов цвета и их названий. Затем производится сравнение тех цветов, которые дети наиболее часто путают. Для различения изучаемых цветов и оттенков дети осуществляют выбор по образцу, подбор к фону, группировку по цвету, конструирование с учетом цвета и т.п.

При изучении величины и формы предметов у детей развивают умение видеть и то и другое в реальной ситуации. В практической деятельности воспитанники приобретают опыт дифференциации пространственных признаков и положений предметов и их частей относительно друг друга. Вначале педагог уточняет представление об общих размерах предметов, определяемых словами «большой - маленький», помогает определить относительную величину предметов с помощью сопоставления. Позднее дошкольники учатся сравнивать предметы одновременно по двум признакам: по цвету и величине. Постепенно педагог дает представление о высоте, длине, ширине предметов. При обучении детей используются разные виды продуктивной деятельности. Освоение формы успешно осуществляется в процессе аппликации. Во время выполнения практических действий у ребят накапливаются такие пространственные представления как «верх-низ», «середина», «впереди - сзади», «влево - вправо».

Большое внимание уделяется формированию прочной дифференцировки правой и левой руки, направлениям движения слева направо и наоборот, сверху - вниз и т.п. Точного обозначения пространственного расположения предметов от детей следует добиваться при описании ими непосредственно осуществляемых действий в момент окончания каждого из этапов работы.

Развитие временных представлений происходит в процессе систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей.

В коррекционно-педагогической работе широко применяются дидактические игры, которые направлены на развитие ориентировки в свойствах предметов («Назови цвет предмета», «Подбери чашки к блюдцам», «Составь букет» и др.), настольно-печатные дидактические игры для группировки предметов по родовому признаку («Парные картинки», «Четвертый лишний»). При проведении коррекционно-педагогической работы необходимо обеспечить взаимосвязь наблюдения за предметами и различных видов детской деятельности (предметно-практической, умственной, речевой, игровой). Целесообразны следующие виды практической деятельности детей: выбор предмета определенного цвета (формы, величины) по наглядному образцу, по словесной инструкции, подбор предметов одинаковых по цвету с фоном, выкладывание узоров, составление орнамента из мозаики, распределение однородных предметов на две группы в зависимости от их размера, формы, цвета и др. В занятия следует широко включать виды продуктивной деятельности – аппликацию, конструирование из бумаги, рисование.

Таким образом, усвоение знаний, умений и навыков происходит в процессе предметно-практической деятельности. Дети действуют с реальными предметами, их изображениями, овладевают приемами сопоставления.