Коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию

Цель, задачи и формы организации

Цель Формирование обобщенных представлений о цвете, форме, величине предметов, о свойствах материалов, о вариантах расположения предметов в пространстве, расширение и активизация словаря детей на основе ознакомления с изученными свойствами.
Задачи 1. Учить узнавать предметы зрительно, на слух и на ощупь. 2. Развивать систему зрительно - слухо - двигательной связи. 3. Развивать слуховое восприятие неречевых и речевых звуков, учить ориентироваться на свойства звуков, учить определять местонахождение источника звука, учить вслушиваться в интонации взрослого человека. 4. Развивать тактильно-кинестетическое восприятие, познавательные функции руки, учить различать температурные и фактурные свойства предметов. 5. Формировать пространственные представления. 6. Формировать перцептивные действия. 7. Учить распознавать и называть основные и промежуточные цвета и их оттенки. 8. Знакомить детей с различными видами геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг) и геометрических тел (куб, шар, цилиндр), учить сравнивать форму реальных предметов с геометрическими фигурами. 9. Уточнить представления о величине предметов посредством освоения разных способов сравнения (прикладывания, приравнивания, измерения на глаз). 10. Стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий, учить характеризовать размер предмета по высоте, длине, ширине и др.
Формы организации Занятия, наблюдения, прогулки, экскурсии, организация опытов, дидактические игры.

 

Перед началом проведения коррекционно-педагогической работы педагог организует обследование детей с целью выявления фактического уровня знаний дошкольников. Методами обследования являются наблюдение, беседа, выполнение практических заданий. Полученные данные фиксируются в протоколе. Это позволяет определить содержание и формы работы с каждым ребенком.

К концу пребывания в младшей группе дошкольного образовательного учреждения дети с ЗПР должны уметь отбирать предметы одинакового цвета, размера, формы. В средней группе дошкольники учатся различать и называть основные и промежуточные цвета предметов, группировать предметы одинакового цвета, размера, формы. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада дошкольники осваивают словесные обобщения (например: «Эти предметы одинаковой формы», «Предметы разные по цвету, но одинаковые по высоте» и т.п.). Они учатся различать правую и левую руку, стороны тела и лица человека, определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны на рисунках, листе бумаги, столе, таблицах и т.д. В это время особое внимание уделяется развитию временных представлений.

 

Этапы и содержание коррекционно-педагогической работы