Особенности психического и социального развития детей с ЗПР

Тема: Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Впервые понятие «задержка психического развития» употребил в 1915г. немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Под таким названием ученый объединил все формы слабоумия. В дальнейшем термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г.Е. Сухаревой для обозначения группы неуспевающих младших школьников с нарушенным темпом физического и умственного развития (психофизическим и психическим инфантилизмом) или с функциональными расстройствами психической деятельности (церебрастеническими состояниями). В последующие годы термин «задержка психического развития» стал употребляться и в отношении детей раннего и дошкольного возраста.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В последние годы ученые отмечают рост количества детей с задержкой психического развития.

Причинами ЗПР являются: дефект конституции ребенка, соматические заболевания, органические поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Причинами ЗПР могут быть слабовыраженные органические повреждения головного мозга, генетически обусловленная недостаточность ЦНС и ее основного отдела, интоксикации, инфекции, травмы и т.п.

Развитие восприятия.У детей с ЗПР затруднено зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Скорость выполнения перцептивных операций снижена. Низкий уровень развития имеет ориентировочно – исследовательская деятельность. Дети не умеют обследовать предмет, не проявляют ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается. Особенности образов-представлений заключаются в их схематичности, ограниченности и наличии элементов стереотипии. Воспитанники испытывают трудности при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают ее параметры. Анализирующее восприятие является слабым. Дети не могут выделить структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Целостный образ предмета формируется замедленно. Со стороны слухового восприятия грубых нарушений не наблюдается. Однако школьники испытывают трудности при ориентировке в неречевых звучаниях. В основном страдает фонематический слух. Больших усилий требует узнавание предметов на ощупь. Если нарушений в элементарных сенсорных процессах у детей с ЗПР не наблюдается, то качественные отклонения обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие (ограничение времени, маскировка и т.д.).

Развитие внимания и памяти.Внимание детей с ЗПР неустойчиво. У них наблюдается неравномерная работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности. Школьники действуют импульсивно, легко отвлекаются во время выполнения задания, с трудом переключаются с одного на другой вид деятельности. На выполнение заданий влияет недостаточно развитая способность к произвольной регуляции поведения. Сконцентрировать их внимание трудно.

Для детей с ЗПР характерными особенностями являются ограниченный объем памяти, сниженная прочность запоминания, неточность воспроизведения учебного материала и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Продуктивность запоминания наглядного материала выше, чем словесного. Низкие результаты обнаруживаются в условиях необходимости активного оперирования с запоминаемым материалом, преобразования его при воспроизведении. Вместе с тем у детей имеются потенциальные возможности развития произвольного запоминания, которые могут быть реализованы при использовании коррекционных приемов (смыслового соотнесения, группировки материала по признакам и др.).

Развитие мышлениядетей с ЗПРотстает от уровня нормально развивающихся сверстников. Особенно ярко выражено отставание словесно-логического мышления. Наиболее близко к нормальному развитию находится наглядно-действенное мышление. У школьников с ЗПР не сформирован ряд мыслительных операций: классификация, обобщение, умозаключение, сравнение, отвлечение, анализ, синтез. У них отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, отмечается репродуктивный характер деятельности и снижение способности к творческому созданию новых образов. Они не выделяют существенных признаков при обобщении, сравнение производят по случайным признакам, затрудняются выделить признаки различия. На развитии мышления отрицательно сказывается недостаточность накопленных знаний и представлений. В условиях, когда дети с ЗПР получают помощь со стороны взрослого, предложенные задания могут быть выполнены на уровне близком к норме. Учащиеся образовательных учреждений располагают потенциальными возможностями в плане способности овладевать учебным материалом.

Развитие речи и общения.Умладших школьников с ЗПР отмечаются недостатки звукопроизношения, ограниченный словарный запас. На уровне импрессивной речи наблюдаются трудности в осмыслении сложных инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети плохо постигают содержание сказок, текста со скрытым смыслом. В речи редко встречаются прилагательные, наречия. У них сужено понимание глаголов. Школьники с ЗПР затрудняются воплотить мысль в развернутое речевое высказывание, пересказать рассказ, описать наглядную ситуацию. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются: пропуск или избыточность членов предложения, ошибки в согласовании и управлении, употреблении служебных слов, определении времени глагола, трудности в словообразовании, структурная неоформленность высказывания. При составлении рассказа наблюдаются соскальзывание с заданной темы на другую, привнесение в рассказ побочных ассоциаций, частое повторение одних и тех же слов, фраз, возвращение к высказанной мысли.

В общении существуют две группы трудностей, которые связаны с импульсивностью и заторможенностью детей. Импульсивные дети отличаются крикливостью, шумностью, подвижностью. В общении не всегда проявляют корректность. С взрослым бывают ласковыми, но легко могут вступать в конфликт. С заторможенными детьми трудно общаться. Они не возражают, не высказывают своей точки зрения. Без взаимной активности общение сводится к руководству взрослого и подчинению ребенка. Дети данной категории не готовы к внеситуативно - личностному общению. Они достигают лишь уровня ситуативно – делового общения.

Развитие воображенияу младших школьников с ЗПР характеризуется пролонгированностью его репродуктивного характера. Интерес к заданиям на творческое воображение зависит от сложности. Образное видение воображаемой ситуации сформировано недостаточно. Наблюдается низкий уровень комбинаторных способностей. Деятельность воображения сочетается с подражательностью. Дети испытывают сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и при создании собственных замыслов. Наглядная и словесная опора не является для детей с ЗПР «пусковым механизмом» для разворачивания творчества. У учащихся редко проявляются фантазия, выдумка. У них отсутствует живость воображения, легкость при возникновении новых образов. Новые образы не отличаются яркостью и оригинальностью.

Развитие личности и эмоционально-волевой сферы. Л.С. Выготским были выделены основные особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. Отставание в развитии эмоциональной сферы проявляется в легкой смене настроения, лабильности и контрастности эмоций. У детей с ЗПР отмечаются аффективные реакции, беспокойство, тревожность. Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в слабом понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно детьми опознаются конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей. Расстройства в эмоциональной сфере заключаются в снижении возможности произвольной регуляции поведения, что проявляется в повышенной возбудимости или заторможенности.

Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Таким образом, дети с ЗПР не имеют выраженных отклонений в развитии, но испытывают трудности в социальной адаптации. Особенности психического развития детей с ЗПР не препятствуют освоению программ образовательных учреждений, но требуют их корректирования.