Уровни овладения детьми структурой учебной деятельности

(общей способности к учению)

Уровень Характеристика уровня
I уровень Ребенок встречает задание с интересом, который сохраняется на протяжении всего занятия. Он проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания, испытывает удовольствие от хорошо выполненной работы, обнаруживает желание продолжать ее и после занятия. Ему понятны цель, содержание задания. Дошкольник хорошо вербализует правила задания, составляет на их основе программу деятельности, делает самостоятельно отчет о работе, практических действиях. Практические действия соотносит с программой деятельности, их выбор обосновывает. Ребенок принимает задание, если допускает ошибки, то замечает их и самостоятельно устраняет. Результат деятельности соответствует образцу. Воспитанник адекватно оценивает результат своего труда и делает это в развернутой речевой форме самостоятельно.
II уровень Задача заинтересовывает ребенка. Положительное эмоциональное отношение к деятельности у дошкольника сохраняется до конца занятия, но к продолжению деятельности по своей инициативе он не стремится. Цель, содержание задания понимаются правильно, исключение составляют способы деятельности. Программа деятельности планируется верно, но не в момент инструктирования, а в процессе практических действий. Окончательная вербализация задания осуществляется с помощью взрослого. Уровень выполнения учебных действий хороший, но воспитаннику не хватает аккуратности, настойчивости в получении высокого качества. Отбор учебных действий он обосновывает вербально, делает это правильно, хотя не достаточно самостоятельно. Ребенок принимает задание, по ходу работы допускает ошибки, но не замечает и не устраняет их. Результат в целом соответствует образцу, который оценивается ребенком положительно. Сравнить качество действий с образцом дошкольник затрудняется. Оценку результата труда в развернутой речевой форме самостоятельно сделать не может.
III уровень Ребенок заинтересовывается общей ситуацией, в которой ему предлагается задание, но не его содержанием. К результату выполнения он индифферентен. Процесс работы не увлекает ребенка и он готов прекратить его в любой момент. Дошкольник испытывает затруднения в словесном формулировании правил задания. В момент инструктирования самостоятельно вербализует только общую цель деятельности. Созданная им программа деятельности в процессе практических действий адекватна общей цели задания и частично - заданным способам деятельности. Уровень сформированности учебных действий является невысоким. Воспитанник не может обосновать их выбор в развернутой речевой форме. Наблюдается низкий уровень действий самоконтроля. Ребенок принимает часть инструкции, но до конца занятия может ее забыть. Он допускает много ошибок, не замечает и не исправляет их. Полученный результат не соответствует образцу, но оценивается ребенком положительно. Неадекватная оценка не мотивируется в развернутой речевой форме. Дошкольник не соотносит результат деятельности с образцом даже с помощью педагога.  
IV уровень Ребенок несколько заинтересован ситуацией занятия. Цель подчиняет его активность, он готовит материал к занятию. Но содержание задания оставляет ребенка равнодушным. Им программируется в практическом плане общая целевая установка задания. Цель дошкольником не вербализуется. Ребенку характерен низкий уровень сформированности учебных действий. Результат не соответствует образцу, но ребенок дает не мотивированную положительную оценку.  
V уровень Ребенок безразличен к ситуации организации и содержанию занятия. Он не понимает, что ему предъявляется задание. Из всего задания ребенок улавливает лишь форму активности, которая от него требуется. Ребенок проявляет активность так, как ему хочется. Не мотивируя, оценивает себя положительно. Ребенок не понимает, что результат труда и образец не имеют сходства.