Типология пониженной обучаемости детей с ЗПР дошкольного возраста

В). Индивидуализированная модель коррекции ЗПР

При организации индивидуализированной модели коррекции ЗПР необходимо соблюдать два момента.

1. Установление полноценности нейрофизиологической организации психики ребенка, функционального состояния его нервной системы, характера социальных условий развития на протяжении раннего и дошкольного возраста, степени адекватности педагогических воздействий семьи и дошкольного образовательного учреждения состоянию ребенка.

Это дает возможность дифференцировать детей по степени тяжести нарушения психического развития, определить меру интенсивности и область педагогического влияния на них адекватными средствами. На этом основании У.В. Ульенковой была разработана типология детей с пониженной обучаемостью. Данная классификация способствует правильной ориентировке педагогов в особенностях дошкольников, имеющих проблемы и отстающих в усвоении программных требований в детском саду и построению индивидуализированной программы коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

 

Варианты пониженной обучаемости Причины пониженной обучаемости дошкольников
I вариант Пониженная обучаемость является следствием общей педагогической запущенности, берущей начало в раннем или младшем дошкольном возрасте. Дети здоровы от рождения. Отставание в общем развитии, низкий уровень способностей к усвоению знаний являются следствием неблагоприятных условий социального и педагогического характера. Дошкольники воспитываются в семьях с низким уровнем общей культуры, при отсутствии полноценного общения со взрослыми и сверстниками. В семьях преобладает атмосфера грубости, пьянства, которая травмирует ребенка. У ребенка наблюдаются невротические реакции. Негативным фактором выступает неполноценно организованное дошкольное воспитание (дошкольное учреждение интернатного типа, смешанные по возрасту группы, низкий уровень педагогической работы и общих условий воспитания). Главной задачей при работе с этой группой детей является усиленное внимание и целенаправленная педагогическая помощь в формировании умственных способностей.
II вариант Пониженная обучаемость детей обусловлена слабым соматическим здоровьем и функциональными расстройствами нервной системы вследствие частых болезней и неблагоприятных условий воспитания и развития в семье и дошкольном образовательном учреждении. Дошкольники отстают от сверстников в физическом и умственном плане. У них появляется стойкая педагогическая запущенность. Если ребенок длительное время находится в неблагоприятных условиях воспитания, то негативные особенности формирования общей способности к учению у него становятся более стойкими.
III вариант Пониженная обучаемость появляется вследствие ЗПР, вызванной микроорганической недостаточностью мозга. Анамнез указывает на патологические особенности психического развития. Из-за отсутствия адекватных условий воспитания дошкольники приобретают стойкую пониженную обучаемость. Главной задачей коррекционно-педагогической работы является не только формирование умственных способностей дошкольников, но и укрепление их здоровья, создание адекватного здоровью режима жизни в ДОУ и семье.

2. Организация индивидуализированной коррекционно-педагогической помощи ребенку в дошкольном учреждении строится с учетом индивидуально-типических особенностей формирования общей способности к учению.

Детей в возрасте 6-7 лет жизни можно соотнести с одним из условно выделенных пяти уровней овладения структурой учебной деятельности, которые представлены ниже в таблице. Каждый уровень характеризует внутренние условия психического развития ребенка в учебной деятельности. Уровни расположены в направлении от высшего к низшему. Если первый уровень является проявлением и условием формирования высокого уровня сформированности способности учиться, то, начиная со второго уровня, можно говорить о некоторых негативных особенностях внутренних предпосылок к формированию этой способности у детей в процессе учебной деятельности, требующих преодоления. Основная масса воспитанников с ЗПР находится на третьем уровне (≈ 90%).