Направления усложнений требований
Б). Типовая модель коррекции ЗПР
Организация коррекционно-педагогической работы в рамках данной модели, направлена на формирование у детей с ЗПР общей способности к учению.
Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению – это помощь в овладении собственной интеллектуальной (учебной) деятельностью, основными ее структурными компонентами: мотивационно - ориентировочным, операциональным, регуляционным.
В основе овладения любым структурным компонентом интеллектуальной деятельности лежит организация внешних (практических) действий на специально созданной ориентировочной основе и постепенный ее перевод во внутренний (психический) план. Организация практических действий детей и формирование положительного эмоционального отношения к ним подразумевает осуществление следующих шагов:
1. От групповых действий дошкольников, где инициатива принадлежит педагогу, к индивидуальным инициативам каждого ребенка. |
2. От цели, поставленной педагогом, и созданного им настроения ее реализовать к коллективному и, далее, индивидуальному целеобразованию с соответствующим эмоциональным отношением к этому процессу, а также к практическим действиям и их результатам. |
3. От оценки педагога к организации коллективной оценки и, далее, к индивидуальной самооценке. |
4. От поощрения педагога к одобрению коллективом и, далее, к личной радости от успешно сделанного. |
Формирование общей способности к учению у воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях детского сада происходит в процессе всех видов детской деятельности.
Для того чтобы научить дошкольников подчиняться поставленным целям, действиям педагога и детского коллектива, сформировать у них самостоятельность и инициативу, расширить и систематизировать их знания о ближайшем окружении педагог использует трудовую деятельность, наблюдения, опыты с природным материалом.
Промежуточным звеном между практическими действиями и учебной деятельностью являются музыкальные занятия и занятия физической культурой. Вызывая интерес, эти виды деятельности дают возможность воспитателю учить детей подчинять свое поведение и действия определенным правилам.
Особое внимание уделяется подбору подвижных игр с правилами, постепенному их усложнению. Усложнение игр с правилами идет в следующих направлениях:
1. От игры к игре увеличивается количество правил. |
2. От игры к игре растет трудность. |
3. От выполнения правил игры каждым игроком команды к соблюдению правил только ее представителями и т.д. |
Большой интерес у детей с ЗПР вызывают занятия продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Благодаря практическим действиям у детей появляется желание выполнить задание педагога. Они начинают осознавать составные части задания, правила его выполнения, учатся планировать работу. Практические действия способствуют формированию навыков, умений, самоконтроля на основе правил задания. В конце работы ребенок получает определенный результат, который оценивается и сравнивается с образцом самим дошкольником. На основе практических действий быстрее формируется интеллектуальная деятельность. Ее опорой служат общие представления и словесно-логические рассуждения.
Усложнение содержания задания, цели, действий осуществляется постепенно. Детей учат принимать правила выполнения действий в следующих ситуациях:
1. При предъявлении наглядного образца с постепенным увеличением количества правил и точном формулировании их взрослым. |
2. При предъявлении наглядного образца с увеличением доли самостоятельного труда ребенка, направленного на вычленение правил. |
3. При предъявлении словесной инструкции с ее последовательным усложнением. |
4. При осуществлении перехода от ранее выполненных работ к работам по замыслу, но при условии обязательного выполнения ряда правил и т.д. |