Коррекционно-педагогической работы с детьми в ДОУ

Задачи, решаемые на разных этапах

С детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста

Направления коррекционно-педагогической работы

 

Возраст ребенка Направления коррекционно–педагогической работы
1.Младенческий возраст. Развитие эмоционально – положительных реакций ребенка, формирование у него предпосылок к ситуативно-деловому общению со взрослым, развитие дифференцированного восприятия окружающей действительности, формирование действий с предметами, общих движений, развитие предпосылок понимания речи взрослого и активной речи, формирование навыков самообслуживания.
2.Ранний возраст. Внимание уделяется сенсорному воспитанию, которое направлено на стимуляцию ориентировочной деятельности и развитие мотивации, целенаправленное манипулирование с предметами. Детей обучают соотносить предмет с его изображением на картинке, ориентироваться в свойствах предметов. У дошкольников развивают пространственные ориентировки. Их знакомят с некоторыми математическими понятиями. Проводится работа по развитию музыкального восприятия, формированию продуктивных видов детской деятельности. Содержание социального воспитания строится на связях ребенка с близкими ему людьми. Он учится узнавать себя и родных на фотографиях, понимать мимику, жесты, передавать свое эмоциональное состояние через мимические движения, взаимодействовать со сверстниками.
3.Дошкольный возраст. Воспитание и обучение развивается по выше перечисленным и новым направлениям. У детей совершенствуется восприятие, развивается наглядно- действенное и наглядно-образное мышление. Расширяются представления детей об окружающей действительности, о связях людей друг с другом. Вводятся занятия по разделу «Здоровье». Дошкольников знакомят с режимом дня, обучают навыкам ухода за своим телом. Проводятся закаливающие и оздоровительные процедуры. Ребенок активно овладевает фонетической, лексической и грамматической сторонами речи. Происходит развитие сюжетно-ролевой игры. Осуществляется подготовка детей к школьному обучению.

В детской психологии дошкольный возраст подразделяется на младший, средний и старший. У детей с ЗПР все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Вследствие этого основные линии развития, значимые для ребенка с ЗПР рассматриваются в 2-х возрастных периодах: младший дошкольный возраст – от 3 до 5 лет и старший дошкольный возраст – от 5-до 7 лет. В соответствии с возрастными периодами детей с ЗПР в коррекционно-педагогической работе выделяют 2 этапа, на которых решаются следующие задачи.

 

Этапы работы Возраст ребенка Задачи
I этап От 3 до 5 лет жизни 1. Стимуляция познавательной активности детей. 2. Совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности. 3. Развитие у дошкольников общей и ручной моторики. 4. Развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей. 5. Обогащение сенсорного опыта ребенка. 6. Развитие разных видов восприятия. 7. Развитие и коррекция простых модально – специфических функций (выносливости к непрерывному сосредоточению на задании, скорости актуализации временных связей и прочности мнемических процессов, способности к концентрации и к распределению внимания, готовности к сотрудничеству со взрослым). 8. Развитие речи ребенка.
II этап От 5 до 7 лет жизни 1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности. 2. Развитие познавательной деятельности. 3. Формирование высших психических функций. 4. Развитие речи и коммуникативной деятельности. 5. Формирование разных видов детской деятельности и их компонентов (мотивационных, ориентировочно-операционных, регуляционных).

Реализация основных направлений развития и воспитания детей с ЗПР в специализированных дошкольных образовательных учреждениях