Этапы оказания помощи детям с ЗПР
Детей с задержкой психического развития в России
Тема: Развитие теории и практики обучения и воспитания
РАЗДЕЛ: ДЕТИ С ЗПР
Библиография
Преобразование Бореля
Интегральная форма преобразования Бореля идентична преобразованию Лапласа, существует также обобщённое преобразование Бореля, с помощью которого использование преобразования Лапласа распространяется на более широкий класс функций.
Впервые понятие «задержка психического развития» употребил в 1915г. немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Под таким названием ученый объединил все формы слабоумия. В дальнейшем термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г.Е. Сухаревой для обозначения группы неуспевающих младших школьников с нарушенным темпом физического и умственного развития (психофизическим и психическим инфантилизмом) или с функциональными расстройствами психической деятельности (церебрастеническими состояниями). В последующие годы термин «задержка психического развития» стал употребляться и в отношении детей раннего и дошкольного возраста.
В современной отечественной специальной литературе «задержка психического развития (ЗПР)» определяется как сложное полиморфное нарушение нормального темпа психического развития. При ЗПР у разных детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Причинами ЗПР являются: дефект конституции ребенка, соматические заболевания, органические поражения центральной нервной системы (ЦНС). Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей. Определение «задержка психического развития» используется и для характеристики отклонений в познавательной сфере у ребенка с педагогической запущенностью, обусловленной социальной депривацией. Таким образом, в определении «задержка психического развития» отражаются биологические и социальные факторы возникновения такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, становление личности.
Этап | Даты этапа | Достижения этапа |
I этап | 50-е г.г. XX в. | Проблема ЗПР рассматривается в контексте трудностей обучения, возникающих у школьников. Считается, что затруднения в школьном обучении связаны с биологическими и социальными факторами. В России начинают функционировать специальные классы. В данном направлении работают Т.А. Власова, В.И. Лубовский, В.Ф. Мачихина, Н.И. Мурачковский, М.С. Певзнер, Л.С. Славина и другие ученые. |
II этап | 60-е – 80-е г.г. XX в. | В эти годы ведется активное изучение детей с ЗПР дошкольного возраста, осуществляется разработка этиопатогенетической классификации ЗПР. Учеными определены методологические подходы к организации воспитания и обучения детей с ЗПР. Издаются первые программы коррекционного обучения детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в ДОУ. Дошкольные учреждения для детей с ЗПР включены в номенклатуру специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений нашей страны. Свои исследования проводят В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, Н.А. Никашина, Г.Е. Сухарева, Е.А. Слепович, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, И.А. Юркова и др. |
III этап | 90-е г.г. XX в. – по настоящее время. | Внимание уделяется проблемам ранней диагностики и коррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка с ЗПР (Н.Ю. Борякова и др.). Исследователи стремятся понять закономерности гетерохронного онтогенеза ребенка, сопоставить пути развития ребенка в норме и при патологии, выявляя оптимальную стратегию и тактику для приведения в действие компенсаторных механизмов. |