ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Нормальная анатомия рассматривает расположение частей тела и органов человека, который стоит с опущенными руками, ладони обращены вперед, а носки стоп разведены в стороны (супинированное положение).

 

Для определения положения органов используют три взаимно перпендикулярные плоскости:

1. Сагиттальная (от лат. sagitta - стрела) – срединная, делит тело на две зеркально равные половинки.

2. Фронтальная (от лат. fronts- лоб) - делит тело на заднюю и переднюю поверхности.

3. Горизонтальная – делит тело на головной и хвостовой концы.

Для обозначения расположения органов относительно плоскостей пользуются следующими терминами:

Ø относительно сагиттальной плоскости применяют термины: боковой или латеральный (дальше от плоскости) и срединный или медиальный (ближе к плоскости);

Ø относительно фронтальной плоскости применяют термины передний или вентральный и заданий или дорзальный;

Ø относительно горизонтальной плоскости применяют термины верхний или краниальный и нижний или каудальный.

Для обозначения частей конечностей применяют термины: проксимальный (расположенный ближе к началу конечности) и дистальный(расположенный дальше от туловища).

Через тело человека можно провести 3 оси:

1. сагиттальную;

2. вертикальную;

3. горизонтальную.

Основные системы организма человека:

1. Нервная.

2. Эндокринная (система желез внутренней секреции).

3. Сердечно-сосудистая: кровеносная и лимфатическая.

4. Дыхательная.

5. Пищеварительная.

6. Мочевыделительная.

7. Половая или репродуктивная.

8. Костная.

9. Мышечная.

10. Покровная.

С расширением и дифференциацией мирового рынка средств информатизации (СИ), т.е. вычислительной, периферийные, специальной и коммуникационной техники (Hardware), а также программных, информационных и сервисных средств (Software) множатся варианты возможных решений в области формирования технологической среды информационных систем. При этом имеются в виду не Проектные работы по Созданию ИС или ее элементов, а то решения, Которые принимает менеджер в качестве представителя заказчика, т.е. в порядке выработки технического задания, исполнять которое, может быть, будет Специализированное предприятие.

С позиций стратегического информационного менеджмента в отношении Hardware и Software предприятию необходимо выяснить следующие важные вопросы:
- Нужно ли всегда стремиться использовать только новейшие средства информатизации и при этом рисковать из-за их незавершенности;
- Какую степень децентрализации ИС необходимо выбрать;
- Следует ли доверять принятым и принимаемым международным нормам (в том числе тем, Которые только еще начинают вводится) или предпочесть нормы (нормативы) одного определенного изготовителя и связать себя с этим изготовителем;
- По какому глобальному критерию следует выбирать поставщика.
Степень децентрализации информационной системы, скорее всего, будет выбран по аналогии со степенью децентрализации на предприятии друга функций, поставщик тоже будет определён на основе общих представлен в путях решения стоящих перед предприятием основных задач. Выбор средств информатизации для развития информационных систем из новых предложений поставщиков или из уже присутствующих на рынке изделий осуществляется, как правило, спустя стратегическому критерию значение которого наиболее полно отражает роль ИС для предприятия. Хотя в Этой сфере уже накоплен опыт как предприятиями, так и экспертами, однако в каждом отдельном случае требуется Детальный системный анализ.
Во многих ИС с использованием персональных компьютеров (ПК) при формировании технологической среды зарекомендовавшего себя следующий принцип: предприятия стремятся иметь в течение рассматриваемого стратегического периода единый технологический парк. с тем Чтобы использовать как внутренние (надзор, обучение), так и внешние (условия при покупке, солидное сопровождение) его преимущества.
На основе углубления и укрепления нормирования и стандартизации со стороны поставщиков всех средств информатизации (Hardware и Software) усилились стремления предприятии к независимости от связи только с одними и теме же изготовителями. Это теперь стало вполне возможно, так как поставщики на рынке как Hardware, так и Software, по крайней мере в Некоторых областях, согласовалы Целый ряд стандартов, так что для предприятий возникла определенная свобода при решении задачи выбора тех или Иных средств.
Конечно, имеющейся в настоящее время благодаря стандартам так называемых Открытых систем (Open Systems) степени свободы уже недостаточно: необходимы дополнительное изучение рынка, беседы с поставщиками, скрупулезное собирания опыта как собственного предприятия, так и других пользователей, что составляет сущность

маркетинга; все это нужно превратить в практические решения по выбору средств информатизации.

Следует также регулярно анализировать, в какой степени то или иные услуги Должны обеспечиваться своими силами, а в какой - тем или иным внешним исполнителем. Анализ показателей хозяйственной деятельности (например, анализ стоимости ремонта в единицу времени) может потребовать замены технических или программных средств.
В случае если фирма стратегических заинтересована в том, Чтобы играть передовую роль в области ИС и ОИ, ей следует для снижения степени риска при выработке прежде всего стратегических решений создать испытательное поле или полигон, на котором Должны Предварительно проверяться по крайней мере, основные принимаемые в Этой сфере решения, с тем Чтобы возможные промахи своевременно выявлялись и не приносили предприятию ощутимых потерь.


РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ


Потребность в постоянном развитии ИС приводит к необходимости роста объема обслуживания; с течением времени развитие и обслуживание информационных систем оказались взаимно обусловленными и связанными между собой и со многими острыми проблемами. Растущий объем обслуживания ИС отягощает их же развитие, приводя к росту объема невыполненных или неосуществленных планов на развитие. Поэтому следует искать выход в установлении степени предпочтения в паре «развитие / обслуживание» или соотношения между приобретением готовых СИ, заказом разработки СИ посторонний фирме и изготовлением СИ собственными силами.
Представляется, что самостоятельно следует изготовлять только конкурентоспособны ИС и их элементы, Которые могут сами по себе представят интерес как изделия, во всех остальных случаях следует по возможности использовать Стандартные средства. Это дает дополнительное преимущество еще и потому, что обслуживание таких стандартных средств информатизации может быть передано специалистам на сторону.
Уровень производительности и качество работы, а также необходимость, направление и темп развития ИС и ее обслуживание следует также подвергнуть стратегическому рассмотрению с учетом глобальных интересов фирмы. В самом деле, на уровне среднего менеджера (например, на уровне руководителя подразделения) какие-либо изменения могут встречать в некотором роде враждебный прием из-за предпочтения им стабильных технологий: установления, например, одного определенного языка программирования, то или иной информационной структуры и создавшейся в связи с этим технологической среды. В то же время известно, что новые средства часто приводят к существенному укреплению технологической базы, а в ряде случаев - даже к изменению направления деятельности предприятия.
Стратегические решения могут приниматься также и в подходах к Созданию ИС: с одной стороны, это классическое создание новой ИС, например, в виде традиционной автоматизированной системы управления (АСУ) на основе некоторого типичного проекта, здесь в ряде случаев используется эволюция от некоторого прототипа; с другой стороны, создание и развитие ИС на предприятиях определенного типа могут частично перекладываться на пользователя.
В случае принятия стратегических решений по существенным изменениям в ИС (переход на другую платформу или более сильную ориентацию на Стандартные программные средства) эти решения Должны преобразоваться на уровне оперативного

информационного менеджмента в конкретные задачи с использованием необходимых средств.
К этому же кругу вопросов относится регулярное исследование производительности и качества в задачах развития и обслуживания ИС. Например, через ежемесячные доклады о показателях и статистических данных во всех проектах развития и обслуживания ИС можно проследить за расходами, сроками и качеством. Выявленные уровень показателей на предприятии необходимо сравнивать с эталоннымы данными (собственными и / или посторонним).
Поскольку в соответствие со стратегическими Исходными данными обслуживание и развитие Должны быть децентрализованы, указанный выше Распределенный процесс следует эффективно сопровожд и на оперативном уровне. Следует учитывать, что высокая скорость развития и обслуживания ИС на предприятии может быть обеспечена только опытнымы работниками. Новые методы, процессы и технику следует сначала испыт на пилотных проектах, а затем постепенно, в смягченной форме вводит на все предприятие.


ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ


В соответствии с протяженностью во времени задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ). Причем между Этими уровнями существуют отношения подчиненности, т.е. цели, определяемые на стратегическому уровне, реализуются на оперативном. При этом глобальная стратегическая цель ИМ в информационных системах должна состоять в обеспечении возможно большего вклада ИС в цели предприятия по основной деятельности за использование информационных технологий; В соответствии с Этой целью возникают специфические задачи и для организации собственно информационного менеджмента.
Понятие «стратегический» в отношении ИМ предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных - на срок 3-5 лет - целей по всем направлениям, а с другой - выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации. Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. Наиболее краткосрочного, уровня.
Задачи оперативного информационного менеджмента ориентируются на Соответствующие стратегические задачи и цели. В отличие от долгосрочной стратегической постановки задачи ОИМ планируются и существуют на среднем или на коротком интервале (в сфере обработки информации - это период времени до одного года); Эти задачи чаще всего ощущаются и решаются на уровне руководства службой обработки информации организации.
Планирование - главная задача ИМ на стратегическому уровне. Именно на уровне стратегического информационного маркетинга возникает и должна удовлетворяться повышенная потребность в планировании. Она обусловлена ​​как необходимостью своевременного устранения возможных препятствий, так и потребностью выявления максимальных шансов для предприятия, создаваемых ИС и ИТ. Размышления по поводу необходимости планирования работы информационной системы начинаются уже при поиске ответа на вопрос, какую собственно роль играет ИС на предприятии.
Принимается, что информационная система имеет большое значение для предприятия, когда на ее основе решаются задачи конкуренции на рынке, а также когда информационная интенсивность технологического процесса основной деятельности

предприятия и поддержания производительности этого процесса высока. Это имеет место, например, для банков, бирж и страховых обществ, ряда государственных учреждений и др.
Вторым важным направлением планирования является определение плана инвестиций в ИС. В прошлом такой план составлялся (а в настоящем еще часто составляется) в Значительной мере случайно: например, по накопившимся неудовлетворенным запросам пользователей или путем анализа заявок на замену или создание частей системы, требующих инвестиций, а также с учетом финансирования растущего объема обслуживания.
Однако в стратегическому плане могут быть целенаправленно выявлены приоритетные направления при формировании плана инвестиций. Здесь требуется, Чтобы в распоряжении администрации ни были общий вид и характер имеющихся на предприятии информационных работ. Этот общий вид структуры ИС выводится из анализа протекающих на предприятии процессов.
Путем взаимного взвешивания значений процессов находят или определяют порядок выделения инвестиций для соответствующих элементов ИС. Например, выпуск основных изделий для серийно производства имеет наибольшее значение; далее для включения в план инвестиций могут рассматриваться элементы ИС, ориентированные на обеспечение конкуренции и на внутреннюю рационализации предприятия. Затем анализируется возникающий при этом риск. Этот специфический подход к организации планирования ИС на предприятии целесообразно Дополнить общими задачами планирования и контроля. К кругу ЭТИХ задач принадлежит учет связей с другими объектами на предприятии.
При планировании связей ИС с другими объектами предприятия особое значение придается связям с системой планирования самого предприятия.

Часто утверждается, что планирование ИС может осуществляться вообще только в связи с Этой системой. Однако на некоторых предприятиях (в частности, вновь создаваемых и малых) сложившейся системы производственного планирования вообще не существует, так что на таком предприятии план применения информационной системы согласовывать просто не с чем. Однако если предусматривать планирование использования ИС, то можно добиться совершенствования производственного планирования на предприятии и деятельности предприятия в целом.
В соответствии с этим на стратегическому уровне следует определить стиль, направления и степень интенсификации системы планирования и контроля. Это важно именно на данном этапе, поскольку достаточно часто оказывается, что изменения НЕ произведут необходимого эффекта из-за слишком тесных ограничений, наложенных планированием и контролем. Помощь в соответствующем анализе могут оказать известные апробированные модели развития ИС на предприятии. В частности, в модели Р, Л. Нолана (RL Nolan) определены шесть типовых ступеней развития: инициирование, распространение, управление, интеграция. ориентирование данных, завершение или зрелость на которых ИС применяются с различной интенсивностью. Сопоставление с эталонной моделью делает вполне очевидными приоритеты уровней планирования и контроля как для специалистов по обработке информации, так и для пользователей. Каждое предприятие может постепенно найти свою модель и определить свою позицию при разработке для себя системы планирования применения ИС.
Из стратегического плана инвестиций в ИС должно формироваться и подходящими средствами осуществляться Годовой планирование. Вследствие решения Этой задачи наблюдается, как правило, значительное общее повышение потребностей в планировании, согласования и контроле. На уровне оперативного информационного менеджмента реализация стратегических планов может контролироваться, например, с помощью системы сообщений (докладов) установленной формы.