Библиографическая информация и библиографическое знание. Библиографическое сообщение

Библиография располагается в ряду систем, организующих зна­ние, поэтому знание может рассматриваться в качестве ее объек­та, хотя и опосредованно – через документ. Вместе с тем в различных библиографических процессах, в результате специаль­ных процедур по упорядочению, организации, интерпретации зна­ния получается новый продукт, который представляет собой уже библиографическое знание. Категория «библиографическое знание» стала предметом пристального внимания специалистов в 90-е годы XX в., некоторые из них считали даже ее более эвристичной, чем категория «библиографическая информация», и предлагали заме­нить ею последнюю. Итогом дискуссии явилось мнение о целесо­образности их параллельного, одновременного существования и использования, поскольку они отражают разные ипостаси одного явления. Каждое из них наполнено определенными смыслами, ко­торые позволяют более глубоко познать библиографию и расши­рить возможности включения ее в различные структуры социума.

Библиографическое знание и библиографическая информация – системы различных социальных процессов: познавательной дея­тельности и, соответственно, информационной деятельности. В сфере библиографического знания оперируют терминами «текст» (вместо «документ»), «познавательная потребность» (вместо «биб­лиографическая потребность»). Библиографическое знание рас­сматривается в контексте когнитологии - науки о знаниях, закономерностях его обработки, формирования, организации, ото­бражения, представления, в то время как информация - атрибут информационной сферы. Знание не вытесняет информацию, знаниевый подход не отрицает информационного. Библиографическая информация - это движущееся, трансформируемое, функционирую­щее библиографическое знание. Категория «знание» традиционна для библиографоведения, сейчас возвращение к ней идет на уровне более глубокого осмысления.

Библиографическое знание рассматривается как один из компо­нентов личного и общественного сознания, которое отражает мир текстов и связанных с ним явлений в специфическом - библиогра­фическом аспекте. Это результат отражения документированных текстов как материальных и идеальных объектов, их свойств и от­ношений между ними в человеческом сознании. Библиографичес­кое знание – это знание об источниках знания, позволяющее его структурировать, организовывать, оперировать отдель­ными его фрагментами.Оно имеет уровневую структуру, отра­жающую его различные познавательные возможности:

описательныйуровень: знание отдельных библиографичес­ких фактов, выраженное в форме библиографической записи;

классификационный уровень: библиографическое знание, ко­торое заключает в себе структурированные определенным обра­зом массивы библиографических записей, библиографических пособий, баз данных;

объяснительный уровень: знание, интерпретирующее библиографические факты и их массивы;

методологический уровень: знание закономерностей развития и функционирования потоков фиксированных текстов в системе социальных коммуникаций;

методический уровень: библиографическое знание, которое выражается в предписаниях, понятиях, принятых по отношению к текстам.

Все эти уровни относятся к знанию, содержащемуся в библио­графической записи, библиографическом пособии, Вместе с тем все библиографические тексты - это итог развития практики и на­уки, база для исследований, и потому любое библиографическое знание содержит в неявном виде и библиографоведческое знание. Библиографические закономерности выявляются и проявляются в библиографическом знании, а осмысливаются - в библиографоведческом. Например, важной формой и источником библиографичес­кого знания являются библиографические пособия, например, обзоры библиографических ресурсов ежегодника «Библиография российской библиографии», которые призваны подытоживать раз­витие библиографии за год, рационализировать и актуализировать основные работы, активизировать их использование в практичес­кой сфере, выполнять функции библиографического источникове­дения для исследователей, выступать в качестве важного способа профессиональной коммуникации.

 

На роль заместителя понятия БИ претендует еще одно понятие – «библиографическое сообщение». В специальной и учебной литературе библиографическое сообще­ние рассматривается как элементарная форма, то есть наиболее простая, далее неделимая структурная единица библиографичес­кой информации. Между тем оно не совсем отвечает требованиям, предъявляемым к таковым и прежде всего, требованию предмет­ности. Оно не имеет конкретных очертаний и ускользает от взгляда исследователя как нечто определенное. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что библиографическое сообщение – это явление скорее сложное, чем простое, скорее абстрактное, чем кон­кретное, скорее общее, чем частное. Этим понятием можно обо­значить практически все формы существования библиографической информации: и единичную библиографическую запись, и библио­графическое пособие, и печатную форму коммуникации, и устную. В терминологическом стандарте библиографическое сообщение определяется как текст, содержащий библиографическую ин­формацию. Если понимать текст широко, не только как печатную знаковую систему, но и устную, тогда можно с этим согласиться.

Но рассмотрение библиографического сообщения как формы существования библиографической информации связывается с его представлением в статике: сообщение - это текст, своего рода про­дукт, результат. Вместе с тем понятие «библиографическое сооб­щение» содержит в себе еще и момент осуществления и даже в первую очередь, - процессуальности. Библиографическое сообщение - это акт действия по перево­ду первично-документальной информации на вторично-доку­ментальный уровень, а также по передаче потребителю набора сведений о документе. Именно поэтому оно органично для устной коммуникации, где отсутствует видимая фиксация состоя­ния и очевиден лишь процесс.

В связи с этим библиографическое сообщение предстает не только как феномен процесса активного функционирования библио­графической информации, но и как структурная единица библиогра­фической деятельности.