Таким образом, выстраивается цепочка, свидетельствующая о трансформации объекта библиографии: рукопись – книга – документ – электронный документ – медиа.
Различные точки зрения на терминологические производные от «документа».
Ю.Н.Столяров предлагает договориться об использовании двух основных терминологических производных – документный (состоящий их документов) и – документальный (основанный на документах, подтвержденный документами, например, статья с цитированием к.-л. документов, подтверждающих к.-л. эмпирический факт и т.п.). Принят белорусскими учеными.
О.П.Коршунов: документный (в смысле Ю.Н.Столярова), документированный, вместо документальный (хорошо документированная статья), а термин документальный предлагает использовать как наиболее широкий, обобщающий по отношению ко всем предлагаемым терминам, в том числе документарный, т.е. существующий, функционирующий, зафиксированный в форме документа.
Однако в современных условиях внедрения новых информационных технологий в электронной среде значение материальной стороны документа становится второстепенным. Актуальным становится введение такого термина как «медиа», который определяется, применительно к библиографической практике, как источник информации, функционирующий в электронной среде. Производным от слова «медиа» выступает слово «медиадокумент», т.е. документ, который служит объектом библиографической фиксации, но который существует только в виртуальном пространстве. Употребляется также понятие «электронный документ» – это документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. Его разновидностью является электронное издание, рассматриваемое как документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. «Э.д» нельзя путать с электронным ресурсом, хотя возможны трансформации. Электронные ресурсы – это материалы, закодированные для обработки и управления ими с помощью компьютеров.
В современном библиографоведении одним из исходных и фундаментальных понятий все-таки является документ. И этим термином мы будем пользоваться.
Документ является центральным звеном системы документальных коммуникаций. Рассмотрим понятия коммуникация, система документных коммуникаций, библиографическая коммуникация.
Коммуникация – это управляемая передача информации между двумя и более лицами и (или) системами. В понятии «коммуникация» всегда подчеркивается наличие связи, взаимодействия с целью обмена информацией.
Система документных коммуникаций – это система, предназначенная для управления процессами функционирования документов в обществе. Она включает в себя документные ресурсы, процессы и методы, обеспечивающие их хранение, обработку, распространение и использование. Важнейшим элементом этой системы является человек: автор документа, издатель, распространитель, потребитель. В системе документных коммуникаций входит также целый ряд специально созданных общественных институтов: издательства, книжные магазины, архивы, библиотеки, научно-информационные центры, СМИ. Все они особым образом выполняют посреднические функции на пути документа с момента его создания до момента использования. К их числу относится и библиография, в рамках которой осуществляется библиографическая коммуникация – система передачи библиографической информации от одного субъекта к другому.
Библиография как социальный институт сформировалась под влиянием факторов, требующих посредничества в системе «документ – потребитель информации». Здесь мы сталкиваемся еще с одним понятием – «потребитель информации» – это тот, кто получает информацию и использует в различных целях. В роли потребителя может выступать один человек, группа людей, коллектив сотрудников, учреждение и т.п.
Однако в процессе взаимодействия Д–П могут возникать информационные барьеры, которые связаны со следующими главными моментами. Документы как материальные объекты в процессе распространения попадают в самые различные места (библиотеки, книжные магазины, органы информации, личные собрания и т.д.), т.е. они постоянно «рассеиваются» в пространстве. Естественно, что вместе с материальной формой документов «рассеивается» и их содержание. Это нарушает внутреннюю связь, непрерывность заключенного в них знания. В результате поиск каждого отдельного документа, а тем более документа родственного содержания оказывается очень затруднительным.
Все это усугубляется тем, что содержание документов неоднородно и предназначено определенным категориям потребителей. Потребитель со своей стороны не знает, где находятся нужные ему документы, не знает, в каких именно документах содержится интересующая его информация. Он не в силах следить за появлением всей массы новых документальных источников информации, человек вообще может не подозревать о существовании документов, соответствующих его интересам и т.д.
По мере того как растет число и разнообразие документов, с одной стороны, и потребителей информации, с другой, по мере того как социальная значимость документной информации неуклонно возрастает, а информационные потребности усложняются и дифференцируются, барьеры, препятствия, трудности в системе документальных коммуникаций все более обостряются.
Все реальное разнообразие информационных барьеров в системе документальных коммуникаций по причинам их возникновения можно свести к трем основным группам:
1. Объективные информационные барьеры (не зависящие от самих документов и потребителей):
– пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа, необходимость его поиска в больших документных массивах;
– географические, связанные с расстояниями между Д и П;
– количественные, отражающие физическую невозможность освоить все соответствующие потребителю источники информации;
– содержательные (смысловые), вызываемые недостатком информации из-за сложности изложения, обилия специальной терминологии и т.п.;
– качественные, связанные с необходимостью сравнительной оценки и выбора лучших из множества имеющихся источников информации.
2. Субъективные ИБ, зависящие от П:
– языковые, как результат незнания П языка, на котором написан Д. Этот барьер в современных условиях представляет собой одно из наиболее мощных препятствий, затрудняющих использование Д (особенно научных). В области научно-технической информации доля литературы на англ., нем., русском и французском яз. в совокупности составляет 88%. В гуманитарных науках литература на англ. яз. составляет 30%, французском – 13%, испанском – 12%, русском – 6% и т.д.
– психологические, обусловленные наличием у П предубеждения к тем или иным жанрам, авторам, новым формам источников информации, а также неразвитого художественного вкуса, отсутствием навыков систематического самообразовательного чтения, настроением, влиянием окружающей читательской среды и т.п.;
– барьеры воображения, связанные, например, с тем, что ученый уверен в невозможности найти нужную информацию и отказывается от поиска;
– стратегически-поисковые барьеры, связанные с неумением П. выбрать правильную стратегию документального поиска;
– временные барьеры, обусловленные тем, что ученый не может тратить на поиск информации более 20–25% своего рабочего времени;
– экономические барьеры, связанные с недостатком средств у потребителя для приобретения источников информации или оплаты соответствующих услуг.
3. Информационные барьеры, возникающие благодаря создателям документов и посредникам (третьей стороне) в системе документальных коммуникаций:
– ведомственные барьеры, связанные с административной структурой ведомств, препятствующей движению документов;
– режимные барьеры, вводимые во избежание утечки секретной информации в рамках государственных или ведомственных структур;
– редакционно-издательские барьеры, связанные с задержанием выхода в свет публикаций, их низким качеством, наличием неряшливых формулировок, избыточной информации и т.п.
– барьеры, связанные с отсутствием и (или) несоблюдением стандартов на публикации, что затрудняет библиографический поиск в больших документных массивах;
– библиотечно-библиографические барьеры, вызванные задержками и другими недостатками в библиотечном и библиографическом обслуживании П.
Т.о., библиография сформировалась как социальный институт, в рамках которого выработаны специальные средства и методы, позволяющие устранить обозначенные информационные барьеры. Ее главная задача – осуществлять посреднические функции между фиксированной информацией и потребителем, ориентировать человека и общество в пространстве информации и знания.