Методы и технология проектирования

Существуют следующие методы проектирования: оригинальные, типовые и автоматизированные.

Под технологией проектирования понимается совокупность средств и методов проектирования, последовательность организационных приёмов, используемых технических средств, имеющихся материальных и трудовых ресурсов.

Процесс проектирования предусматривает решение главного вопроса: «Каким образом система будет удовлетворять предъявляемым к ней требованиям?». Этот процесс предусматривает решение двух задач: проектирование архитектуры ИС на макроуровне (при макропроектировании) и детальное проектирование ее элементов (при микропроектировании). Реализация этих задач осуществляется в рамках проекта на информационную систему с определением необходимых материальных, трудовых ресурсов на ее создание. Для этого должна быть разработана функционально-логическая модель создаваемой ИС, отвечающая сформулированным целям и требованиям.

Основой проектирования является системный (комплексный) подход, обеспечивающий целостный процесс проектирования с учетом внешних и внутренних связей объектов. Реализация такого подхода требует единого, сквозного, адекватного всем этапам проектирования системного описания ЖЦ ИС.

Основой разработки ИС является системный подход. Его основная цель формулируется следующим образом: выявление недостатков существующей системы, уточнение необходимых изменений и нововведений. Если организация вновь создана, то первого нет.

Во многих аспектах системное описание является наиболее трудной частью разработки системы. Проблемы, с которыми сталкивается системный анализ, взаимосвязаны, а именно:

1) аналитику сложно получить исчерпывающую информацию для оценки требований к системе с точки зрения заказчика;

2) заказчик, в свою очередь, не знает, какие процессы обработки будут выполнены, какие – нет;

3) аналитику трудно оценить проблемы предметной области (ПрО);

4) спецификация информационной системы из-за объема технических терминов часто непонятна для заказчика;

5) в случае понимания спецификации заказчиком, она будет недостаточна для проектировщика.

Проектирование ИС осуществляется при определении цели. Под целью систем понимают получение желаемых результатов: а) поддержание требуемого состояния объекта или направленного его развития, б) удовлетворение потребностей объекта в управлении.

Цели, план (стратегия), программа (алгоритм) управления и управляющие воздействия формируются в управляющей системе.

Целью создания ИС является повышение эффективности производственно- хозяйственной деятельности ОУ за счет улучшения использования имеющихся ресурсов (логистика).

Применение ИС обеспечивает повышение эффективности функционирования ОУ за счёт повышения качества решения планово-экономических задач и улучшения на этой основе использования имеющихся ресурсов.

Это повышение обусловлено:

1) рационализацией и оптимизацией деятельности ОУ;

2) оптимизацией уровня запасов материальных ресурсов;

3) оптимизацией календарного планирования, а, следовательно, и функционирования ОУ;

4) ускорением процессов обработки данных.

Начало документа

1.2 Задачи дисциплины

. Анализ проблем проектирования ИС.

2. Оценка эффективности разрабатываемых ИС.

3. Стандарты проектирования ИС.

4. Структурный синтез методов проектирования.

5. Модели проектирования и их выбор.

6. Методология SSADM, ARIS, ООП, RUP.

7. Структура и содержание модулей SSADM.

8. Назначение и содержание объектно-ориентированного проектирования.

9. Назначение и содержание диаграмм UML.

10. ЭСА.

11. Паттерн проектирования.

Начало документа

2. Оценка эффективности существующих ИС. Проблемы проектирования ИС

1. Анализ эксплуатируемых ИС.

2. Условия выбора поставщика ИС.

3. Проблемы проектирования ИС.

2. 1. Анализ эксплуатируемых ИС.

Анализ процессов разработки и внедрения информационных систем в отечественные и зарубежные компании (предприятия), проведенный зарубежными и отечественными аналитиками, показал наличие ряда проблем как организационного (разработка проекта системы), так и технического характера (реализация проекта).

По мнению аналитиков, создание ИС продолжает оставаться жизненно необходимой задачей, однако успех внедрения зависит от того, удалось ли их адаптировать к ОУ в соответствии с намеченными целями максимально близкими к протекающему производственному процессу. Анализу подвергались различные системы: планирования ресурсов предприятий (SAP, Oracle, PeopleSoft, J.D. Edwards и Baan), системы управления поставками (i2, Manugistics, Numetrix), системы управления взаимоотношениями с заказчиками (Siebel, Vantive,Clarify,Pivotal) и системы электронной коммерции (Ariba, Commerce One, IBM, Broadvision). Опрос проводился у более 100 зарубежных должностных лиц, отвечающих за внедрение корпоративной информационной системы (КИС) на своем предприятии, при этом большинство из них или сами принимали решение о внедрении у них КИС, или принимали непосредственное участие в реализации этого решения. У большинства опрошенных находилось более 5000 сотрудников, и они занимались различными видами бизнеса. Результаты опроса свидетельствуют, что только каждое третье предприятие удовлетворено результатами внедрения КИС при оценке по 3-м критериям: ценообразования, ценовой эффективности, реального финансового воздействия ИС на ОУ и достижения поставленных целей. Основные выводы такого анализа:

1. Небольшое доказательство пользы от внедрения ИС. При этом около 60% респондентов считают, что их усилия по внедрению таких систем принесли значительную пользу, но только 52% респондентов полагают, что они достигли поставленных бизнес-целей, и только 37% отмечают ощутимое финансовое воздействие от внедрения КИС.

2. Растет неудовлетворенность разработчиками КИС. 15% респондентов считают, что разработчики КИС не фиксируются на целях ведения бизнеса, 33% респондентов полагают, что разработчики КИС потворствуют неоправданным расходам, а 12% респондентов (заказчиков) расторгли контракт со своим первым разработчиком КИС.

3. Цена внедрения КИС слишком высока и каждый пятый респондент, внедривший у себя на предприятии ERP или MIS, считают, что мог сделать это же за меньшую цену (эти же респонденты полагают, что более половины расходов были неоправданны).

4. КИС меньшей стоимости считаются лучшими. Средняя стоимость проектов по внедрению КИС, получивших положительную оценку, составляет $10 млн, а с отрицательной оценкой > $90 млн.

5. Медленный возврат стоимости вложений. Респонденты считают, что 80% общей годовой прибыли, полученной от внедрения КИС, могут быть достигнуты еще при начальных расходах.

6. Эффективная реализация проекта по внедрению КИС не всегда удовлетворяет заказчика. Только у 60% респондентов исполнители проектов завершили их в срок и в рамках бюджета. Аналогичная картина характерна и для 33% респондентов с отрицательным отношением к результатам внедрения КИС.

7. Формулирование стратегии и целей проекта (этап макропроектирования) являются главным фактором успешности внедрения КИС. Проекты, основанные на ясном стратегическом видении и стратегических оценках, достигли положительных результатов в 53% случаев (только 22% - при отсутствии такого стратегического подхода).

8. Ключевым для успеха является анализ текущей ситуации. Проекты, в которых проводился анализ бизнес-возможностей (с учетом действий конкурента, лучших показателей для ведения бизнеса, а также существующей практики бизнеса), достигли положительных результатов в 56% случаев (и только в 8 % случаев, когда такой анализ не проводился).

9. Необходимость частого пересмотра опций и альтернатив (требований). Проекты, реализованные после тщательной оценки опций и альтернатив (то есть, простого перехода на более современное ПО, проведения перестройки производственных процессов и использования промежуточных решений) достигли положительных результатов в 43% случаев (и только в 9% случаев, когда эти опции во внимание не принимались).

На основе данного анализа можно сделать следующий вывод – необходимым условием успешного завершения проекта является проведение проектной оценки экономической эффективности и обоснование на ее основе всех последующих решений в рамках проекта разработки и внедрения КИС.

Для оценки ИТ можно использовать множество параметров, позволяющих охарактеризовать любые традиционные ИТ-функции, например время наработки на отказ и т.п. Но внутренние параметры ИС, не соотносящиеся с бизнес-стратегией, практически ничего не значат для менеджеров компании, контролирующих финансы или определяющих корпоративную стратегию.

Важность оценки затрат в ИТ определяется тем, что она устанавливает точные причинно-следственные связи между используемой информационной технологией (ИС) и финансовыми показателями.

Например, информационная технология улучшает некоторые промежуточные операции, такие как обслуживание потребителей, что, в свою очередь, увеличивает уровень доверия потребителей к компании, а уже вследствие этого возрастает объем продаж и это отражается на финансовых результатах. Методы оценки эффективности ИС призваны сделать видимыми все эти промежуточные этапы таким образом, чтобы их можно было количественно описать, измерять и отслеживать.

К настоящему времени сформировалась целая школа специальных методологий, призванных оценить нематериальные преимущества, которые дают информационные технологии; установить реальную измеримую связь между информационной технологией и стратегией деятельности ОУ; определить и описать содержательным образом количественно риски. Большинство подходов позаимствовано из мира финансов и стратегии бизнеса с возможностью их использования в оценке эффективности ИС.

Если оценка была проведена неверно, то требуются значительные дополнительные затраты времени и средств на разработку ИС. Величины затрат на эти оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от выбранной методологии и насколько детальное представление нужно получить о жизненном цикле ИС и ее компонентах.

Сложность получения оценки эффективности ИС

1. Недостаточная формализация модели получения оценки обоснованности инвестиций в разработку IT и ИС из-за влияния множества неформализованных факторов.

2. Проблема выбора ФСИС, ориентированной на взаимосвязь функций ИС и стратегии ОУ (ССП).

3. Отсутствие методик определения средств и времени на проектирование ИС.

Начало документа

2.2. Условия выбора поставщика ИС.

1. репутация фирмы, репутация системы, стаж пребывания фирмы на рынке, число продаж;

2. количество работающих систем (опыт эксплуатации на других родственных объектах);

3. технология и качество документации (удобство ее использования конечными пользователями);

4. качество локальных подсистем;

5. разумная цена (оплата за весь цикл – покупка, внедрение, сопровождение). Чем сложнее и дороже система, тем больше риск;

6. функциональная полнота (покрытие всех необходимых потребностей ОУ);

7. модульность (способность внедрять систему по частям на нужное число пользователей). Нет смысла покупать систему на перспективу;

8. гибкость. Возможность замены системы в будущем (внедрение 1,5 – 3 года, а будет работать 5 - 10). СУ должна меняться вместе с производством. Система должна легко менять АРМы и меню, формы отчетов, документов, б.п.; легко интегрироваться с другими модулями, системами;

9. архитектура. Желательно трехзвенная – сервер БД, сервер приложений, клиент-серверная архитектура;

10. техническая платформа. За время ЖЦ ИС сменится не одно поколение технических средств;

11. ОС и СУБД. Обязательно Unix и NT, т.к. это надежная отработанная масштабируемая система, а также Oracle, Informix, SQL Server.

Начало документа

3. Проблемы проектирования ИС.

Анализ разработанных ИС позволяет сформировать следующие проблемы проектирования:

1. Индивидуальность структуры и процессов функционирования организационных ОУ (компании, завода, фирмы).

2. Неизвестность для разработчика предметной области ОУ.

3. Разработка математической модели общей структуры создаваемой ИС.

4. Сложность разработки для заказчика и разработчика модели функциональной структуры ОУ.

5. Проблема выбора модели проектирования ИС.

6. Индивидуальность разработки ИС в связи с особенностями структуры и процессов функционирования ОУ.

7. Сложность разработки и реализации проекта на создание ИС.

8. Отсутствие индустриальных, унифицированных технологий разработки ИС, снижающих стоимость и время проектирования ИС.

9. Отсутствие систем САПР, инструментальных средств, обеспечивающих поддержку реализации проекта по всем стадиям ЖЦ ИС.

10. Высокие требования к квалификации системных аналитиков, проектировщиков, участвующих в разработке ИС.

11. Сложность применения существующих прототипов для разработки как системы в целом, так и отдельных ее элементов.

Отсутствие унифицированной технологии разработки ИС обусловлена, прежде всего, следующим:

1. сложность структуры ИС из-за наличия большого числа элементов и соответствующих связей;

2. быстрое изменение функций и даже цели создания системы;

3. постоянно возникающие требования повышения степени автоматизации управленческих функций и т.д.

В связи с этим, такая ИС система должна быть развивающейся и непрерывно модернизируемой без коренной перестройки ее структуры. Эти признаки обуславливают особые требования к проекту проектирования автоматизированных информационных систем.

Начало документа

Требования к проекту ИС

Проект должен:

1. полностью отражать содержание сформированных заказчиком требований к системе и ее элементам (ТЗ);

2. обеспечивать возможность модернизации, развития, реинжиниринга элементов разрабатываемой системы при изменении требований со стороны заказчика;

3. реализация проекта должна осуществляться в короткие сроки с минимальными затратами.

Важным элементом реализации проекта является многоуровневое описание создаваемой системы и прежде всего получение функционального описания, достаточно понятное для заказчика и естественно для разработчика (прототип).

Такое описание должно обеспечить:

1. максимальное использование знаний, опыта, как заказчика, так и разработчика;

2. формальное представление требований заказчика к системе и ее развитие на всем жизненном цикле существования;

3. контроль выполнения поставленных заказчиком целей, что означает непосредственное его участие в работах на всех этапах проектирования.

В соответствии с существующими стандартами ГОСТ 34.601.90, руководящими документами (РД 50 и т.д.), результатом такого описания является разработка соответствующих рабочих документов проектирования (плана создаваемой системы).

Начало документа

3. Классификация ИС

1. Понятие, определение и свойства системы.

2. Классификация ИС по признакам.

3. Функциональная структура ИС.(//этот вопрос мы на лк не рассматривали)

3.1. Понятие, определение и свойства системы.

Под системой понимают множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность и единство.

Представление о системе связывают с такими понятиями как элемент, целостность, структура, связь, отношение, подсистема.

Под структурой системы понимают относительно устойчивый порядок внутренних и пространственных связей между ее отдельными элементами, определяющий функциональное назначение системы и ее взаимодействие с внешней средой.

Структура системы декомпозируются на конечное число частей (подсистем), каждую из которых, в свою очередь, можно разделить на комплексы функциональных задач.

Свойства системы:

1. целостность – определяет наличие свойств системы, не присущих ее элементам;

2. множественность целей. Означает несовпадение целей системы и отдельных ее подсистем;

3. динамичность систем. Приводит в ряде случаев к стохастичному характеру процесса деятельности ОУ;

4. абстрактный характер описания системы. Означает, что свойства исследуемой системы отличаются от свойств объекта автоматизации (абстракция или моделирование).

Виды структур:

– линейные:

– иерархические:

– смешанные:

Начало документа