Принципы организации работы тренинговой группы

Формулирование целей и задач при разработке СПТ

Главная причина, в силу которой мы формулируем задачи перед началом разработки программы тренинга, заключается в том, что пока вы не знаете, куда идете, есть шансы, что вы придете не туда, куда вам хотелось бы. Следовательно, формулирование задач обучения может:

Формулируемые задачи должны соответствовать некоторым критериям и являться:

1. Реалистичными.Формулируемые задачи должны быть достижимыми. Они не должны быть ни слишком простыми, ни настолько запредельными. Наиболее приемлемый здесь подход - использование законов движения по траектории, которые гласят, что лучший способ гарантировать попадание в цель - прицелиться с небольшим упреждением.

2. Уместными. Если вы хотите, чтобы формулируемые задачи обучения имели смысл, необходимо учитывать, что они должны быть ориентированы на участников тренинга. Это значит, что они или направлены на улучшение определенных навыков, необходимых уже сегодня, или нацелены на будущее, или связаны с личностным ростом участников.

3. Позитивными. Если задачи ориентированы на участников тренинга, их выполнение должно принести им видимую пользу. Следовательно, задачи ставятся таким образом, чтобы тренинг обеспечивал позитивный результат, а не учил тому, "как не надо делать".

4. Определенными.Расплывчато сформулированные задачи - это не задачи. Задачи должны четко показывать, кто чего достигнет, за какое время и при каких обстоятельствах. Они также должны объяснять, каким образом будет измеряться успешность тренинга и какие потребуются материальные и временные затраты.

5. Оправданными. Какими бы достойными ни были задачи курса, истинная мера их успеха для многих компаний выражается в финансовых единицах. Пока не проведена наглядная демонстрация того, что организация в том или ином виде вернет средства, затраченные на проведение тренинга, программа обучения будет рассматриваться как необоснованная растрата фондов компании.

 

 

Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать основные положения, особенности руководства и правила реализации тренинга как метода.

Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы является понимание ее ведущим основных принципов организации этой формы общения. В этом разделе назовем ведущие принципы, без которых тренинг может утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс. Кроме того, при формировании конкретной группы следует учитывать и дополнительные факторы, которые могут повлиять на организацию тренинга.

Основные принципы-нормы общения в группе были выделены еще в монографии Л.А. Петровской (Петровская Л.А. ,1989, с. 59-65):

1. Общение по принципу «здесь и теперь» - данный принцип ограничивает работу группы событиями, происходящими «здесь и теперь», т.е. в данной группе, в данный момент.

Суть принципа заключается в том, что каждому участнику группы предоставляется возможность глубокого, всестороннего исследования конкретного, «единичного» случая своего собственного пребывания в группе и той конкретной психической реальности, которая вокруг него разворачивается в виде вполне конкретных проявлений реально данных людей и групповых процессов. Необходимо быть очень внимательным к своему состоянию в процессе тренинга и, по возможности, говорить об этом.

Это правило вводится с целью защитить работу группы от тенденции удалиться в область общих рассуждений. Принцип «здесь и сейчас» останется лишь принципом, если со стороны тренера не будут звучать вопросы: «Что ты чувствуешь? Что сейчас с тобой происходит?» или «Отчего ты говоришь об этом именно сейчас?». Если у тренера развита привычка – быть в моменте, остальные очень быстро ее освоят.

2. Принцип персонификации высказываний - означает право высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается здесь и сейчас.

Суть его сводится к отказу от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию высказывающегося или же избегать прямого обращения в нежелательных случаях. Согласно данному принципу суждения типа «обычно считается», «некоторые полагают» заменяют в рамках тренинга личными формами: «я считаю», «я полагаю». Аналогичные трансформации рекомендуются и в отношении безадресных суждений о других.

3. Принцип акцентирования языка чувств - избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных достояний.

4. Принцип активности - активность как норма поведения в тренинге подразумевает реальную «включенность» в интенсивное групповое взаимодействие каждого члена группы. Ядро активности, составляют установка и позиция участников, исследовательские по своей сущности. Они обуславливают интенсивное включение в групповой процесс с целью активного всматривания, вслушивания, вчувствования в самого себя, партнера, в группу в целом. Однако реализовать исследовательскую позицию в тренинге участникам бывает непросто. Обремененность переживанием собственных проблем, иногда болезненное восприятие некоторых новых сведений о себе, как показывает опыт, могут препятствовать «обращению» к другому человеку и к группе. Как правило, участникам требуется определенное время и иногда значительное, чтобы научиться сочетать погруженность в собственные переживания с наблюдательностью и активной включенностью в анализ групповых процессов.

5. Принцип доверительного общения — искренность, открытое выражение эмоций и чувств.

6. Принцип конфиденциальность — суть принципа сводится к рекомендации не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы. Иначе, вся личностная информация, полученная на тренинге, остается между его участниками. Это помогает предотвратить возможный ущерб участникам, связанный с тем, что содержание их доверительного общения может стать общеизвестным. Соблюдение данного правила обеспечивает атмосферу психологической безопасности и открытости в тренинговой группе. Кроме этого конфиденциальность позволяет группе сохранить дискуссионный потенциал.

В своей практической работе А.С. Прутченков использует следующие принципы (Прутченков А.С, 1995; с.7-9):

1. Принцип гетерогенности, т.е. предпочтительно объединение в тренинговую группу людей, различающихся по полу, степени знакомства, а если тренинг проводится за пределами школы, то и по возрасту.

Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для участия в работе тренинговых групп — с 16 до 40 лет. В состав социально-психологического тренинга можно включать и подростков, если у ведущего есть возможность постоянного послетренингового сопровождения и контакта с ними с целью коррекции их поведения или психологической поддержки в случае необходимости. Педагог, работающий в школе в качестве практического психолога, как правило, такую реальную возможность имеет.

2. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников и нет постоянного притока новых членов на каждом занятии. Это означает, что после начала занятий не следует включать новых участников, и крайне нежелательно, чтобы приступившие к занятиям уходили из группы до полного окончания тренинга.

Тем, кто начинает свой первый самостоятельный тренинг, лучше работать с малой группой в 10-12 человек, а после приобретения определенного опыта можно увеличить количество участников в одной группе до 30-40 человек.

3. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного и полноценного межличностного общения во время занятий группы. Такое общение основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, когда человек не боится рассказать о своих чувствах и мыслях, стремится быть максимально откровенным. Это возможно лишь при полном равноправии участников как собеседников, так как в случае доминирования одного из них или нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

4. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя эффективность их воздействия на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, т.е. осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

Особенно эффективна обратная связь во время тренинга-марафона, когда участники имеют возможность обмена информацией в течение целых суток.

5. Принцип самодиагностики, т.е. постоянное самораскрытие участников, осознание и четкое формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление. Причем, чаще это не вербальный способ, а практические действия, чем тренинг и отличается от обычных учебных занятий.

6. Принцип оптимизации развития, т.е. в ходе тренинга осуществляется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящие события с целью оптимизации условий, необходимых для личностного развития. Используя различные специальные упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

7. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становиться более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы — обсуждение событий. И главная форма такой интеллектуальной деятельности — групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

Для любого тренинга чередование интеллектуальной и эмоциональной нагрузки является принципиально важным, так как длительность однородных занятий может привести к переутомлению и снижению эффективности проводимых этюдов.

8. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят и не следует требовать этого от участников.

9. Принцип изолированности. Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает. Если у ведущего есть необходимость вести аудио- или видеозапись занятия, он должен получить согласие всех членов группы. Большая часть тренинговых упражнений и заданий может быть специально записана на аудио- или видеокассету для последующей работы с этим материалом самих участников (рефлексивный разбор ситуации и действий членов группы). В любом случае запись занятия делается только с согласия членов группы.

10. Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения. Естественно, что это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным.

11. Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Опыт проведения социально-психологического тренинга дает основание для вывода: наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками — погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более. Это обусловлено тем, что много времени теряется на "размораживание" участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях.

Рассмотренные принципы (правила) рекомендуется принимать к действию в тренинге только после обсуждения с участниками группы. Как показывает опыт, усвоение вышеизложенных принципов и правил требует определенного времени и достигается постепенно посредством периодических напоминаний, демонстрации конкретных ошибок или наоборот примеров успешного освоения участниками конкретных правил и, конечно же, посредством соблюдения данных правил самим ведущим группы (Захарова Г.И., 2008).

На принципе обратной связи хочется остановиться подробнее.

Обратная связь присутствует и в обычном общении, но в большинстве случаев — искаженной. Кроме того, форма обратной связи в общении не всегда обеспечивает ее принятие: высказывания чаще носят обобщенный (т. е. непонятно, о чем конкретно идет речь) и оценочный (т. е. активизирующий защитные механизмы личности) характер. В тренинге же взаимодействие организуется таким образом, чтобы искажения обратной связи сводились к минимуму, а форма ее подачи обеспечивала адекватное принятие.

С методической точки зрения, обратную связь в СПТ можно определить как совокупность методов и приемов, направленных на получение участниками и/или ведущим информации о том, как их поведение сказывается на других участниках тренингового процесса. Сюда входят как определенным образом организованные высказывания ведущего и участников группы, так и набор специальных тренинговых процедур.

Обратная связь — это один из основных факторов, обеспечивающих эффективность СПТ. Она является универсальным средством объективации деятельности, перевода поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный (Березников А., 1993; с. 38). Это происходит потому, что участники получают возможность взглянуть на свое поведение глазами окружающих, тренинговая группа выступает для них своеобразным «зеркалом», в котором отражаются их модели поведения.

Само понятие обратной связи введено в научный обиход Н. Винером, родоначальником кибернетики. В настоящее время понятие обратной связи активно используется и в других науках, например: в физиологии, педагогике, психологии. В психологии феномен обратной связи рассматривается, прежде всего, в контексте межличностного общения. В межличностном общении в качестве обратной связи выступают разного рода сведения, которые человек получает от партнера по общению относительно самого себя: своего облика, поведения, состояния, умений и т. п.

Таким образом, в психологии обратная связь выступает как определенный вид социального знания – знания о человеке, которое возвращается этому человеку партнерами по общению. Это может быть прямая или косвенная информация, отсроченная или немедленная. Исследователи (Г.И. Марасанов, Г.С. Никифоров, С.И. Макшанов, И.М. Лущихина и др.) выделяют следующие функции обратной связи:

- выступает важной образующей процесса формирования Я-концепции;

- помогает человеку корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные неэффективные способы новыми;

- способствует формированию представления не только о себе, но и о другом человеке, а именно, о коммуникаторе обратной связи.

А.Г. Грецов рассматривает обратную связь на разных уровнях, исходя из особенностей ее предмета и места в общей структуре тренинга.

Первый уровень: непосредственные реакции участников группы и/или ведущего на поведение отдельных участников, отражающие то, как это поведение повлияло на них, какие вызвало чувства и ответные действия. Предметом обратной связи на данном уровне выступают конкретные действия участников.

Второй уровень: специальные техники, позволяющие участникам в обстановке доверия и безопасности узнать, как к ним относятся другие, что одобряют в их поведении, а что нет. На этом уровне предметом обратной связи выступают личностные особенности и поведенческие стереотипы участников, которые могут проявляться в разных конкретных ситуациях.

Третий уровень: техники подведения итога работы в конце занятия или тренинга в целом, позволяя глубже понять, как и кто из участников проявился на тренинге, какие реакции каждого из участников запомнились другим больше, какие личностные качества каждого из участников способствовали его продуктивной работе, а какие — препятствовали. Предметом обратной связи являются уже не только особенности личности и поведения отдельных участников, но и групповое взаимодействие в целом.

Четвертый уровень: техники, позволяющие ведущему получить информацию о том, как воспринимается его работа участниками, в чем удалось достигнуть результатов, а в чем — нет. Предметом такой обратной связи является работа ведущего.

В практике психологического тренинга определены некоторые условия, которые выступают необходимыми предпосылками конструктивной обратной связи с точки зрения В.П. Захарова:

1. Описательный характер обратной связи, т.е. представление обратной связи через описание своих эмоциональных состояний, чувств, сопутствующих восприятию тех или иных конкретных проявлений человека. Обратная связь – центральный элемент тренинга, и она часто бывает негативной. Известно, что негативная информация активизирует защитные механизмы личности и нередко не воспринимается. Особенно велика вероятность отторжения негативной обратной связи, если она носит чисто оценочный характер, т.е. строится по типу суждения: «ты плохой». Замена таких оценочных суждений описаниями своих эмоциональных состояний делает негативные оценки более опосредованными и ослабляет необходимость психологической защиты.

2. Неотсроченность обратной связи, т.е. осуществление ее по принципу «здесь и сейчас».

3. Специфичность, которая означает, что обратная связь относится к конкретным особенностям поведения человека, а не к поведению вообще и не к личности в целом.

4. Подача обратной связи только по поводу таких свойств, которые реально могут быть изменены.

5. Релевантность, т. е. соответствие обратной связи потребностям и получающего участника, и отправляющего. В соответствии с последним условием обратную связь следует перепроверять, чтобы убедиться, насколько воспринятое соответствует тому, что имел в виду коммуникатор. Обратная связь позволяет участникам тренинга глубже осознать свои личностные и поведенческие особенности, их влияние на других людей, корректировать свои способы поведения и общения, побуждает к личностному и профессиональному саморазвитию.

А.Г. Грецов считает, чтобы обратная связь состоялась, должны выполняться два условия:

1. Поступление сведений о человеке.

2. Готовность этого человека принять их.

Автор продолжает – обратная связь, что бы быть конструктивной (т. е. несущей реальные сведения в форме, обеспечивающей их принятие), должна отвечать ряду требований (Грецов А.Г., 2005; с. 50-54):

- носить описательный, а не оценочный характер;

- быть не отсроченной, соответствовать принципу «здесь и сейчас»;

- быть специфичной, т. е к конкретным действиям участников, а не к личности в целом;

- являться релевантной, т. е. соответствующей потребностям как того, кто ее получает, так и того, кто ее дает;

- ориентироваться на те черты, которые реально могут быть изменены;

- реализовываться в контексте тренингового взаимодействия, а не выбиваться из него;

- по возможности быть сформулированной в Я-Высказываниях, особенно если речь идет о чувствах;

- быть адресной, относиться к конкретным участникам, микрогруппам или к группе в целом, но не к абстрактным «отдельным товарищам»;

- иметь обратный адреса, т. е. даваться от собственного лица или от лица конкретной, четко обозначенной микрогрупы, а не от «некоторых из нас»;

- носить характер констатации фактов, а не советов или назиданий.

Обратная связь тем объективнее, чем больше в ней информации о ваших чувствах, конкретном поступке вашего партнера, и чем меньше ее о вас и ваших взаимоотношениях. Объективная обратная связь помогает партнеру лучше разобраться в своем собственном поведении и в его последствиях.

Критика — это подача отрицательной обратной связи, одобрение — подача положительной обратной связи. Оба действия целенаправленны. И в том, и в другом случае используется как вербальные (словесные), так и невербальные средства (жесты, позы, мимика, выражения лица и т.п.).

Не все, что выражает обратную связь, поддается сознательному контролю, однако при целенаправленной критике или одобрении это возможно. Благодаря этому способы критики и одобрения могут сознательно регулироваться, поддаются тренировке и усвоению. Как любое сознательное действие подачу обратной связи можно заранее спланировать, обдумав словесные формулировки и свое поведение, корректируя их по ходу общения.

Препятствием при подаче обратной связи часто выступают сложившиеся установки по отношению к себе и к другим людям

Одобрение может звучать фальшиво и потеряет свою ценность в глазах партнера, если его автор. Фальшивое одобрение, как правило, вызывает чувство дискомфорта и ненужное напряжение между партнерами. Искреннее одобрение исходит, прежде всего, из того, что ценно в глазах самого одобряемого, оно требует подлинных чувств как от того, кто хвалит, так и от того, кого хвалят. Позитивная обратная связь или подлинное одобрение — очень ценное и важное явление в нашей жизни.

Отрицательная обратная связь или критика другого человека, часто является причиной конфликтов и может разрушать межличностные отношения. Неконструктивная критика может вызвать у партнера защитное поведение в виде ответной агрессии, гнева, самооправдания и т.п.

Конкретизируем отмеченные положения на примерах: приведем формулировки обратной связи, соответствующие отмеченным правилам или нарушающие какие-либо из них (табл. 1).

Таблица 1

 

 

 

Что касается последнего примера, то сами по себе советы, рекомендации, предписания и т. п. в психологических тренингах не противопоказаны (хотя и не стоит злоупотреблять ими), просто они малоэффективны в качестве обратной связи. Их функция – это не обратная связь, а фасилитация, побуждение участников к более активным действиям.

Легко заметить, что перечисленные правила в значительной степени характеризуют конструктивное общение в целом, а не являются специфическими именно для такой его формы, как обратная связь. Если же человек их нарушает, его общение часто оказывается деструктивным, ведущим к обострению конфликтов. Поэтому, если молодые люди в ходе тренинга привыкнут следовать данным правилам, это само по себе повысит их коммуникативную компетентность применительно и к другим ситуациям общения.

Упомянутые требования к обратной связи в наибольшей степени применимы на уровне непосредственных реакций на действия других участников (первый уровень по нашей схеме). Если речь идет о специальных техниках получения обратной связи (второй и третий уровни), названные требования полностью выполнимы не всегда. Например, если обратная связь по проделанной работе дается в конце занятия, правило «здесь и сейчас» обычно нарушается – ведь то, что обсуждается, по определению уже находится в прошлом. Если же обратная связь предоставляется на действия ведущего (четвертый уровень), эти правила в принципе выполнимы, но не столь актуальны: квалифицированный ведущий способен конструктивно воспринять обратную связь вне зависимости от формы ее предъявления. В то же время обратная связь ведущему способна сыграть роль модельной ситуации – на ее примере можно безболезненно для участников продемонстрировать, когда она конструктивна, а когда вызывает только негативные эмоции.

Как вводить все описанные требования к обратной связи? Формулировать их все сразу как дополнительные тренинговые правила не очень эффективно, так как участники не смогут оперативно сориентироваться в таком их количестве, это вызовет путаницу. Кроме того, придется долго объяснять, к каким именно ситуациям данные правила применимы. По нашему мнению, их эффективнее постепенно вводить путем демонстрации ведущим соответствующих моделей поведения на собственном примере и переформулирования неудачных высказываний участников, а уже потом, возможно, сформулировать в качестве правил.

До сих пор речь шла о личностной обратной связи, даваемой окружающими людьми. Однако широко используется и аппаратная обратная связь, когда поведенческие проявления человека фиксируются с помощью технических устройств (видеокамера, фотоаппарат, диктофон и т. п.), после чего демонстрируются и обсуждаются. Для подобной обратной связи удобнее всего использовать многофункциональное электронное устройство, совмещающее функции цифрового фотоаппарата, видеокамеры и диктофона и дающее возможность просматривать отснятые материалы на экране телевизора и/или монитора компьютера.

Аппаратная обратная связь мощное средство, позволяющее человеку взглянуть на свое поведение не только глазами других, но и самому оценить его, что называется, со стороны. Кроме того, съемка позволяет многократно возвращаться к наиболее показательным фрагментам, регулировать темп воспроизведения материала, пользоваться стоп‑кадром. При работе с подростками очень важно и то, что аппаратная обратная связь обычно воспринимается как более объективная, чем личностная. В то же время она в большинстве случаев используется как дополнение к личностной. Отснятые фрагменты демонстрируются не только тому, кто на них запечатлен, но и всей группе. В ходе их коллективного обсуждения дается личностная обратная связь, материалы же служат основой для нее. Даже сам просмотр практически всегда сопровождается комментариями ведущего и участников, возвратом к ряду моментов, поэтому на него уходит в 2–3 раза больше времени, чем занимает сама запись. А по окончании просмотра чаще всего организуется групповая дискуссия, занимающая еще, как минимум, столько же времени. Это необходимо учитывать, планируя длительность упражнений.

Когда в тренинге широко используется фото– и видеосъемка, желательно, чтобы в качестве оператора выступал человек, не являющийся участником тренинга. Совмещение ролей ведущего и оператора весьма сложно и доступно только для достаточно опытных (не только в проведении тренингов, но и в осуществлении фото‑, видеосъемки репортажного жанра) специалистов. Если же поручать съемку кому‑либо из участников – это будет отвлекать их от работы, к тому же нельзя поручиться за качество отснятых материалов. Не все люди чувствуют себя комфортно, зная, что их поведение фиксируется на видео. Использование же на тренингах скрытой камеры обычно отвергается по этическим соображениям, да и технически не всегда возможно. Поэтому следует предварительно разъяснить подросткам, для чего будут использоваться отснятые материалы, и дать им возможность привыкнуть к присутствию в тренинговом помещении оператора с камерой. Кроме того, на первых занятиях, пока участники еще недостаточно привыкли к такой организации работы, не рекомендуется осуществлять портретную съемку, лучше ограничиться общими планами.

В целом обратная связь – один из основных механизмов, посредством которого обеспечивается результативность психологического тренинга с подростками и молодежью. Для достижения высокой эффективности действия обратной связи необходимо ее сбалансировать с точки зрения различных ее уровней и форм (личностная и аппаратная), а также привести в соответствие ряду правил. Если в ходе тренинга участники обучаются предоставлять конструктивную обратную связь, это не только способствует решению специфических тренинговых задач, но и само по себе свидетельствует о повышении уровня коммуникативной компетентности подростков.

 

Список используемой литературы:

  1. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст] : учеб. пособие / И. В. Вачков ; [рец. : Н. Е. Веракса, И. Б. Гриншпун . - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Ось-89, 2003. - 223 с.

2. Грецов. А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2011, - 416 с.: ил.

  1. Евтихов О. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 256 с.

4. Дэвид Ли Практика группового тренинга. Издатель: Питер, 2009 год, 224 стр.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.

6. Прутченков А.С Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов МООДиМ `Новая цивилизация`, Педагогическое общество России, 2000

7. Захаров, В.П. Социально-психологический тренинг: учебное пособие / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: ЛГУ, 1989. – 56 с.