Цели и задачи СПТ

Методика проведения социально-психологического тренинга

ЛЕКЦИЯ № 2

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Цели и задачи СПТ.

2. Формулирование целей и задач тренинга.

3. Принципы организации работы тренинговой группы.

4. Разработка правил в СПТ.

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи, требующие решения. Данный этап порой вызывает у ведущих скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность («Ну ладно, если администрация требует – задачи напишу, но вообще-то тренинг – это процесс живой и непредсказуемый!»). Однако подобная позиция чревата опасностью того, что процесс прохождения тренинга превратится в самоцель, а обучающий и развивающий потенциал занятий может быть утрачен. Ведь именно цели и задачи служат путеводными маяками в работе, основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается акцент при обсуждении упражнений и получении обратной связи.

В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей (А.Грецов, 2011, И.В. Вачков, 2000):

1.Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

2.Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

3.Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

4.Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

5.Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Для тренингов общения наиболее специфична первая группа целей, а для тренингов личностного роста – вторая. Цели 3–5 преимущественно психотерапевтические и психопрофилактические. На тренингах они чаще присутствуют в качестве дополнительных.

По мнению А.С.Прутченкова «основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно, и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими. ... Общей целью является развитие личности». Наряду с этой основной целью назовем ряд сопутствующих (А.С. Прутченков ,2000):

а) повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

б) формирование активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

в) повышение уровня психологической культуры.

 

Прутченков А.С., профессиональный педагог, действительный член Международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института семьи и воспитания Российской академии образования, член экспертной группы Федерального агентства по образованию по развитию ученического самоуправления, автор более трехсот публикаций по игровой технологии воспитания школьников, тренингам личного роста, коммуникациям, деловой компетенции, командообразованию, основам финансовой грамотности и т.д.

 

Помимо общих целей тренингов, изначально сформулированных ведущим и обычно отраженных в названии программы, можно говорить и о личных целях участников (Горбатова Е. А., 2008). Они могут быть изначально далеки от направленности тренинга – например, участник желает расширить свой круг общения. Для продуктивной работы важно, чтобы эти цели осознавались, уточнялись в процессе тренинга, находились параллели между ними и теми целями, что обозначены ведущим.

Цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах (А. Грецов, 2011):

1. Овладение новыми социально-психологическими знаниями;

2. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

3. Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

4. Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимо-действия для повышения его эффективности.

О.В. Евтихов пишет, что многие из раннее поставленных частных задач социально-психологического тренинга в настоящее время выделились в самостоятельные направления, это и послужило основой для выделения им следующих направлений работы и СПТ и соответствующих задач. В качестве вспомогательных направлений СПТ можно выделить следующие задачи:

- развитие психических процессов:

- развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления);

- развитие памяти (овладение мнемотехниками);

- развитие сенсорной наблюдательности расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов);

- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

- развитие способностей эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

- овладение навыками релаксации и управление мышечным тонусом;

- получение личного опыта переживания измененных состояний сознания и его использования в практических целях;

- работа с ресурсными состояниями и т. п.

Таким образом, цели конкретизируются в задачах. Если цель указывает общее направление работы, то задачи раскрывают конкретные шаги, необходимые для данного движения. «В то время как цель может выражать желаемый исход, именно задача описывает то, каким образом и когда мы к нему придем» (Ли, 2001, ст.23).