Дополнительная
Основная
Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. — СПб., 1993.
Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Г. Власенко и Г. В. Чир-киной / Сост. Т. П. Бессонова. — М., 1996.
Филинева Т. Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализированном детском саду. — М., 1987.
Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. — М.,1993.
Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1998.
Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской. — М., 1998.
Изучение письменной речи
Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.
Формирование навыков письма и чтения находится в тесной связи с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень развития языковых средств, речевых навыков и умений, но также состояние письма и чтения.
Поскольку письмо на начальных этапах обучения невозможно без сознательного анализа звукового комплекса, составляющего произносимое слово, а чтение — без умения сливать отдельные звуки в объединенные фонематические группы, обследование письма и чтения у детей начинается с изучения процесса анализа и синтеза звукового состава слова.
Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фонематического восприятия, требуется полная сохранность фонематического слуха. Кроме того, формирование речевого слуха осуществляется при активном участии артикуляционного аппарата в процессе артикуляционного опыта.
Для диагностических целей в первую очередь следует выявить особенности речевой деятельности ребенка, определить, нет ли выраженных отклонений в формировании звуковой стороны речи, а также умеет ли он дифференцировать звуки на слух и в произношении.
Только после этого предметом обследования становится способность ребенка сознательно ориентироваться в звуковом составе слова, производить сложные операции над его элементами. Процесс звукового анализа предполагает:
- умение выделять фонемы из звукового состава слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;
- овладение учебным (умственным) действием последовательного выделения всех звуков из состава слова.
В первую очередь следует выявить доступный ребенку уровень звукового анализа. С этой целью используется прием определения количества звуков в слове. Сначала предлагаются фонетически простые, одно-, двухсложные слова (мак, шуба), затем — слова с большим количеством слогов (карточка, фотографировать). Во всех случаях слова должны содержать звуки, произношение или различение которых может вызвать у детей затруднение.
Следующий этап задания — последовательное определение всех звуков в слове. Материалом для обследования этой звуковой операции служат слова разной звуко-слоговой сложности (дом, кот, окно, сумка, гнездо, дружба, торт). В случае затруднения обследующий сам четко произносит слово, показывая тем самым способ выделения звуков путем их интонированного произношения. С этой же целью можно использовать прием, разработанный Д. Б. Элько-ниным, когда фишки, обозначающие звуки, размещаются в клеточках схемы в той последовательности, в которой звуки находятся в слове.
Показателем уровня сформированности звукового анализа является умение не только последовательно выделять звуковые элементы слова, но и самостоятельно определять их. Основными методическими приемами для этого являются:
- преобразование слов путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (сок—сук, марки —рамки);
- называние второго, третьего, пятого и др. звуков в слове;
- самостоятельное называние слов, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте;
- определение количества гласных и согласных в анализируемом слове;
- называние звуков в слове, стоящих перед или после определенного звука.
Звуковой анализ с самого начала своего формирования является произвольной деятельностью. Чтобы проанализировать слово, ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внимание между его звуковыми элементами, сосредоточиться на определении позиции звука в слове и т.д., поэтому последняя группа приемов направлена на то, чтобы выявить состояние этой стороны деятельности ребенка. В данной группе выделяются следующие приемы:
- выделение последнего звука в слове и называние таких слов с этим звуком, чтобы он стоял на втором, третьем и другом месте (рога — сани; шалаш — кошка). Предлагаются слова, оканчивающиеся как на гласный, так и на согласный звук;
- определение третьего звука в слове (гласного или согласного) и называние с ним слов, где бы он стоял в начале, в середине и в конце;
- называние слов, состоящих из 3, 4, 5 звуков, и выделение в них звуковой последовательности;
- отбор предметных картинок, название которых начинается на определенный звук, но с обязательным последующим гласным «а»;
- называние слов, включающих сразу два оппозиционных звука (сушки, учительница).
Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов слова. С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки и предлагается воспроизвести получившийся слог. Материалом для обследования служат прямые слоги (са, пу); обратные слоги (ам, он); закрытые слоги (сас, лам); слоги со стечением согласных (ста, сто) и др Облегченный вариант этого приема — синтез вслед за анализом, когда ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем называет слог, состоящий из этих звуков. Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить как общее состояние звукового анализа, так и несформированность его отдельных компонентов, а также факторы, задерживающие его развитие. Это позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей
- называние второго, третьего, пятого и др. звуков в слове;
- самостоятельное называние слов, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте;
- определение количества гласных и согласных в анализируемом слове;
- называние звуков в слове, стоящих перед или после определенного звука.
Звуковой анализ с самого начала своего формирования является произвольной деятельностью. Чтобы проанализировать слово, ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внимание между его звуковыми элементами, сосредоточиться на определении позиции звука в слове и т.д., поэтому последняя группа приемов направлена на то, чтобы выявить состояние этой стороны деятельности ребенка. В данной группе выделяются следующие приемы:
- выделение последнего звука в слове и называние таких слов с этим звуком, чтобы он стоял на втором, третьем и другом месте (рога — сани; шалаш — кошка). Предлагаются слова, оканчивающиеся как на гласный, так и на согласный звук;
- определение третьего звука в слове (гласного или согласного) и называние с ним слов, где бы он стоял в начале, в середине и в конце;
- называние слов, состоящих из 3, 4, 5 звуков, и выделение в них звуковой последовательности;
- отбор предметных картинок, название которых начинается на определенный звук, но с обязательным последующим гласным «а»;
- называние слов, включающих сразу два оппозиционных звука (сушки, учительница).
Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов слова. С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки и предлагается воспроизвести получившийся слог. Материалом для обследования служат прямые слоги (са, пу); обратные слоги (ам, он); закрытые слоги (сас, лам); слоги со стечением согласных (ста, сто) и др Облегченный вариант этого приема — синтез вслед за анализом, когда ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем называет слог, состоящий из этих звуков. Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить как общее состояние звукового анализа, так и несформированность его отдельных компонентов, а также факторы, задерживающие его развитие. Это позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей
- называние второго, третьего, пятого и др. звуков в слове;
- самостоятельное называние слов, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте;
- определение количества гласных и согласных в анализируемом слове;
- называние звуков в слове, стоящих перед или после определенного звука.
Звуковой анализ с самого начала своего формирования является произвольной деятельностью. Чтобы проанализировать слово, ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внимание между его звуковыми элементами, сосредоточиться на определении позиции звука в слове и т.д., поэтому последняя группа приемов направлена на то, чтобы выявить состояние этой стороны деятельности ребенка. В данной группе выделяются следующие приемы:
- выделение последнего звука в слове и называние таких слов с этим звуком, чтобы он стоял на втором, третьем и другом месте (рога — сани; шалаш — кошка). Предлагаются слова, оканчивающиеся как на гласный, так и на согласный звук;
- определение третьего звука в слове (гласного или согласного) и называние с ним слов, где бы он стоял в начале, в середине и в конце;
- называние слов, состоящих из 3, 4, 5 звуков, и выделение в них звуковой последовательности;
- отбор предметных картинок, название которых начинается на определенный звук, но с обязательным последующим гласным «а»;
- называние слов, включающих сразу два оппозиционных звука (сушки, учительница).
Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов слова. С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки и предлагается воспроизвести получившийся слог. Материалом для обследования служат прямые слоги (са, пу); обратные слоги (ам, он); закрытые слоги (сас, лам); слоги со стечением согласных (ста, сто) и др Облегченный вариант этого приема — синтез вслед за анализом, когда ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем называет слог, состоящий из этих звуков. Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить как общее состояние звукового анализа, так и несформированность его отдельных компонентов, а также факторы, задерживающие его развитие. Это позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей
Следующий момент — обследование письма отдельных слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги (на, са, сы, ту, мо и др.), обратные (ан, ум, от), со стечением согласных (ста, дро, скво), оппозиционные слоги (са-за, са-ша, ра-ла, ба-на, ри-ры). Вместо записи учащийся может составлять слоги, пользуясь буквами разрезной азбуки. Цель этих проб — определить, насколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс.
Для определения доступного ребенку уровня письма вслед за указанными пробами предлагается письмо отдельных слов и коротких фраз. Вначале диктуются простые, а затем фонетически более сложные слова (дом, шары, гвоздь), а также небольшие фразы (журчит ручей, у крыльца лужи).
Помимо написания отдельных слов и фраз по слуху в процессе логопедического обследования проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Материалом для обследования могут быть картинки, изображающие знакомые ребенку предметы (мяч, часы, чайник, девочка и др.). Предлагается написать названия этих предметов или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинкам.
При более продвинутом уровне письма центральным этапом обследования становится слуховой диктант, состоящий из серии фраз, подобранных таким образом, чтобы они отвечали программным требованиям по русскому языку, а также включали бы большое количество слов со звуками, произношение которых обычно нарушается.
Диктовать рекомендуется в соответствии с нормами орфоэпического произношения, без предварительного звуко-слогового анализа слов, входящих в состав диктуемого текста.
Содержание второго раздела логопедического обследования письменной речи предполагает изучение самостоятельного письма детей. С этой целью учащимся (в основном II —III классов и более старших) предлагается:
- самостоятельно составить и записать небольшой рассказ по серии картинок;
- письменно изложить прослушанный или самостоятельно прочитанный рассказ;
- написать сочинение на заданную тему.
Можно предложить и более простые пробы, позволяющие выявить также зависимость усвоения письма от общего развития речи: сочинение предложений или небольшого рассказа по опорным словам и деформированному тексту.
Анализ самостоятельного письма учащихся позволяет выявить как ошибки в звуковом составе слова, так и различные виды аграмматизма.
Третий раздел логопедического обследования письма включает изучение умения списывать текст с предъявленного образца, а при затруднениях — отдельные слова, слоги, буквы. В качестве приема используется также и зрительный диктант, когда ребенок должен самостоятельно прочитать слово или предложение, а затем записать их по памяти. Здесь же проверяется, не испытывает ли ребенок затруднений в двигательной технике письма.
Обобщая результаты обследования письменной речи, необходимо:
- сопоставить и проанализировать все виды ошибок при письме; составить сводную таблицу, классифицируя ошибки по виду и количеству (табл. 3);
- соотнести анализ ошибок при письме с особенностями устной речи ребенка.
Таблица 3 Анализ ошибок при письме
Типы ошибок | Виды ошибок | Количество ошибок | Примеры ошибочного письма |
Ошибки на уровне звукового состава слова | Замены согласных; замены гласных; пропуски гласных; пропуски согласных | ||
Ошибки на уровне слогового состава слова | Пропуски слогов и частей слова; перестановки; добавления; раздельное написание частей слова | ||
Лексико - грамматические ошибки | Нарушения согласования; нарушения управления; замена слов по звуковому сходству; замена слов по семантическому сходству; пропуски слов; слитное написание | ||
Графические ошибки | Замена букв по количеству элементов; замена букв по пространственному расположению; зеркальное письмо букв | ||
Ошибки правописания | Неправильное написание жи, ши, ча, ща, чу, шу; строчная буква в начале предложения, в именах и кличках животных; ошибки в написании мягких согласных; неправильное написание безударной гласной в корне слова (двусложные слова) | ||
Ошибки на правила правописания, не пройденные в классе |
Таблица рассчитана на анализ письма учащихся первых классов. При анализе письма учащихся других классов следует внести изменения в рубрику «Ошибки на правила правописания» в соответствии с программными требованиями.
Анализируя результаты обследования, в первую очередь необходимо определить, распространяется ли уровень нарушения письма лишь на звукобуквенный анализ, обусловленный недоразвитием фонетической стороны речи, или же связан с более сложным уровнем организации речевой деятельности, с нарушением средств языка.
В зависимости от результатов обследования определяются пути и методы коррекционного обучения, которые должны находиться в полном соответствии с причинами, породившими нарушения речи и письма.
Контрольные вопросы
1. Почему при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать состояние письма и чтения?
2. Какие предметы используются при обследовании звукового анализа и синтеза у детей?
3. Чем характеризуются специфические нарушения письма?
4. Какие разделы составляют логопедическое обследование письменной речи?
5. Каковы принципы анализа специфических ошибок письма?
Литература