Требования к стимульному материалу и организации диагностической процедуры при обследовании детей с амблиопией и косоглазием

Общие требования к характеру стимульного материала.

Принципы адаптации диагностических методик при обследовании детей разных возрастных групп с нарушениями зрения

Проведение психологической диагностики детей с нарушени­ями зрения требует специальных методик, которых, к сожале­нию, мало. Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его чет­кого и точного восприятия детьми и требует от тифлопсихолога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зре­ния, характера зрения и др.

В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования за­дания могут состоять из реальных объектов, геометрических плос­костных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображе­ний в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие.

Контрастность предъявляемых объектов и изображений по от­ношению к фону должна быть 60—100%. Отрицательный конт­раст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном.

Стимулъный материал должен отвечать ряду условий:

пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;

соотношение с реальным цветом объектов;

высокий цветовой контраст (80—95 %);

четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.

Величина предъявляемых объектов определяется в зависимо­сти от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточ­няются совместно с врачом-офтальмологом.

Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не долж­но превышать 30—33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер перцептивного поля предъяв­ляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений — в пределах 3 — 35°. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оран­жевые и зеленые тона. Насыщенность цвета — 0,8 — 1,0.

Детям от 2 до 4 лет с амблиопией и косоглазием при остроте зрения до 0,3 рекомендуется предъявлять изображения в оранжевых, красных и зеленых тонах без оттенков, с высокой цветовой насыщенностью и контрастностью по отношению к предъявляемому фону. Размер предъявляемых объектов должен быть более 2 см.

Предъявлять можно предметы любых форм — как плоскостные, так и объемные. При этом объемные предметы желательно предъявлять не только для зрительного, но и для осязательного обследования, которое лучше проводить ближе к полудню.

Детям этого же возраста, но с остротой зрения от 0,4 и выше предъявляются разнообразные по цвету тест-объекты с размера­ми также около 2 см (или меньше). Обследование ребенка можно проводить в любое время дня. Следует помнить, что при сходя­щемся косоглазии с дальнозоркой рефракцией ребенку нужны очки для близи.

При расходящемся косоглазии и высокой степени миопии также нужны очки для близи, а при миопии средней и слабой степени очки не требуются.

Детям от 5 до 10 лет с амблиопией и косоглазием с визусом до 0,3 с нецентральной, но устойчивой фиксацией рекомендуется предъявлять тест-объекты с размерами более 2 см преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов. Формы объектов обсле­дуются и зрительно, и осязательно. Время проведения экспери­мента — утро или вечер.

Детям в том же возрасте с той же остротой зрения, но с цент­ральной и неустойчивой фиксацией, а также с нецентральной и неустойчивой фиксацией предъявляются тест-объекты тех же цве­тов, размеров и форм. Однако время проведения обследования желательно назначать ближе к полудню.

При обследовании должна учитываться отличительная особен­ность этой категории детей — трудность локализации взора на определенном объекте.

Детям в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, монокулярно-артенирующим и одновременным характером зрения, со сходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объек­ты различных цветов и размеров. Обследование проводится в лю­бое время дня. Особенность этой категории детей — трудности конвергенции, релаксации (расслабления). У них возникают труд­ности и с восприятием объемных предметов, а также изображе­ний переднего и заднего плана. Для работы со стимульным мате­риалом в процессе обследования детям необходимы очки для близи и упражнения на расслабление конвергенции (направление взора вверх и вдаль).

Детям в возрасте от 5 до 10 лет с той же остротой зрения с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, монокулярно-артенирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять объекты различ­ных цветов и размеров. Обследование проводится в любое время дня. Рекомендуются очки для близи и упражнения на усиление аккомодации (направление взора вниз и вблизь).

Детям в возрасте от 5 до 10 лет с визусом от 0,4 до 1 при одновременном бинокулярном неустойчивом характере зрения и отсутствии косоглазия предъявление стимульного материала сопровождается лишь возрастными противопоказаниями.

Основной принцип адаптации методик по процедуре исследо­вания — увеличение времени экспозиции стимульного материала.

Поскольку у детей с нарушением зрения при выполнении раз­личных заданий возможен суксессивный способ зрительного вос­приятия тест-материала, требуется увеличение времени его экс­позиции минимум вдвое В зависимости от особенностей зритель­ной патологии время выполнения задания может быть увеличено в несколько раз (от двух до десяти).

Выполнение заданий на основе осязания требует увеличения времени экспозиции в два-три раза по сравнению с выполнением заданий на основе зрения

Качественные параметры оценки выполнения диагностических заданий детьми с нарушениями зрения

При использовании методик, основанных на двигательных на­выках, следует учитывать не быстроту и точность движений, а результативность выполнения задания. Время выполнения зада­ния увеличивается; исключаются все тесты на исследование са­мих движений и двигательных навыков.

При использовании методик, основанных на речевом матери­але, следует предварительно выяснить, сформированы ли у ре­бенка реальные представления, предъявленные данным словес­ным материалом. Формализм речи, свойственный детям с нару­шениями зрения, может проявиться в отсутствии полноценного реального представления о предмете или явлении, заявленного в слове.

При выполнении методик, связанных с элементами рисова­ния, следует предварительно выяснить, сформировано ли у ре­бенка представление о предмете, насколько ребенок знает харак­теристики предмета, который нужно изобразить. В случае необхо­димости следует показать предмет и рассказать о нем. Особенно это касается слепых детей при рисовании на приборе Семевского или Клушиной.

При использовании методик, основанных на зрительном ана­лизе и синтезе пространственных соотношений объектов, предва­рительно выясняют, сформировано ли у ребенка знание предла­гаемых форм и объектов.

Методики с применением свободных творческих игр следует употреблять, предварительно выяснив, знает ли ребенок игрушки, с которыми будет играть. Особенно это касается стилизован­ных игрушек, животных в одежде, сказочных персонажей. Детей сначала знакомят с действиями, которые можно производить с игрушками, а также с помещением, в котором они будут играть. При использовании методик, основанных на подражании, учи­тывая отсутствие этого процесса у слепых детей и трудности его формирования у детей с глубокими нарушениями зрения, следу­ет производить показ на самом ребенке, используя его двигательно-мышечную память и совместные действия с взрослыми.