Активность личности при слепоте

Говоря об отрицательном влиянии нарушений в системе зри­тельных ощущений на степень точности отражения, его нельзя рассматривать однозначно, сводя все изменения к отсутствию или редуцированности зрительных впечатлений, к соответствующему обеднению чувственных знаний и преобладанию иных, чем в нор­ме, модальностей. Данное положение вытекает из эксперименталь­но обоснованной возможности достаточно полно и точно отражать одни и те же материальные, пространственные и временные свой­ства объективного мира в ощущениях различной модальности. Это в значительной мере компенсирует отсутствие или недостаточ­ность зрительных впечатлений. Поэтому адекватность отражатель­ной деятельности слепых зависит не только от состояния зритель­ного анализатора, но и от характера их перцептивной деятельно­сти — от системности работы анализаторов, «умения» восприни­мать, активности познающего субъекта.

Отражательная психическая деятельность есть процесс взаимо­действия объекта и субъекта. Еще Гербарт отмечал, что для адек­ватного восприятия недостаточно иметь перед глазами объект. Для такого восприятия необходима активная работа анализатор­ных систем, «обученная сетчатка глаза» (М. И. Сеченов), умело осязающая рука, а в конечном итоге активно действующая лич­ность. Полученные в ходе изучения познавательной деятельности слепых школьников данные достаточно отчетливо подтверждают справедливость этого утверждения. Например, установив зависи­мость скорости и точности восприятия частичнозрячих и слабови­дящих от остроты зрения, исследователи в то же время встреча­ются с частыми отклонениями от этой закономерности, заключа­ющимися в том, что в ряде случаев испытуемые с более низкой остротой зрения показывают более высокие результаты, чем испы­туемые с лучшим состоянием этой зрительной функции.

Таким образом, адекватность отражения зависит не только от отображаемого объекта, но и от отображающего субъекта, его подготовленности к восприятию и активности, которая в свою оче­редь является результатом развития субъекта познания, овладе­ния им формами познавательной и практической деятельности.

Не подлежит сомнению, что отсутствие зрения или тяжелые хронические нарушения его ведущих функций (остроты и поля зрения) вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняя его взаимодействие с окружающим миром, снижая его активность.

Активность является фундаментальным свойством, присущим всей живой материи.. Разумеется, на различных ступенях эволюционной лестницы уровни активности и ее проявления различны, и только «с переходом к человеку, сознание которого изначально формиру­ется в борьбе с силами природы, в непрерывном преодолении внешних и внутренних барьеров на пути к реализации своих целей, активность отражения, выраженная в продуктивной творческой деятельности, достигает высшего уровня».

Активность человека определяется как биологическими, так
и социальными факторами, причем последние в этом взаимодей­ствии оказываются ведущими.

В процессе онтогенетического развития человека эта первоначальная активность реализуется в ряде безусловных рефлексов (пищевого и других, лежащих в основе органических потребно­стей) и ориентировочно-поисковой деятельности. Последняя име­ет в своей основе безусловные рефлексы. В современной физио­логии и психологии показано, как развивается активность в фило- и онтогенезе.

Рассмотрим те внешние условия, в которых формируется такое важное качество или набор качеств личности слепого и слабовидящего, как общая активность, имея в виду в первую очередь активность познавательной деятельности.

Снижение (или недоразвитие) активности у лиц с глубокими нарушениями зрения отчетливо показано в ряде тифлопсихологических и тифлопедагогических исследований. Наиболее ярко сни­жение активности проявляется в преддошкольном и дошкольном возрасте. Прежде всего снижение активности проявляется в ориентиро­вочно-поисковой деятельности.

Недостаточная выраженность ориентировочных реакций при врожденной тотальной слепоте и почти полное их отсутствие у слепоглухонемых детей дали повод некоторым дефектологам к философам утверждать, что ориентировочно-исследовательская деятельность не имеет биологической основы и формируется прижизнено. Так, А. И. Мещеряков утверждал, что «деловая» актив­ность слепоглухонемых проявляется только при удовлетворении: органических потребностей и что на первых порах развития у де­тей с отсутствием слуха, речи и зрения ориентировочно-исследо­вательской деятельности не наблюдается. Другие исследователи пытаются доказать, что согласно понятию интериоризации (пере­носа действий во внутренний план), на основе которой происхо­дит обучение слепоглухонемых, «все без исключения специфически человеческие функции, а потому и обеспечивающие их физиологи­ческие, нейродинамические механизмы суть по генезису и по существу своему «интериоризованные» способы и формы внеш­ней — чувственно-предметной — деятельности человека как соци­ального существа...; в составе высших психических функций че­ловека нет и не может быть абсолютно ничего врожденного, ге­нетически унаследованного».

Отрицание генетической обусловленности развития и сущест­вования биологических предпосылок и психофизических задатков формирования высших психических функций, стремление свести весь процесс развития этих функций к интериоризации внешней действительности неизбежно приводит к идее «гоминизации» психики ребенка, суть которой заключается в том, что при рождении ребенок не является человеком и становится им лишь в процессе общения с людьми. Не вдаваясь в специальный анализ этой кон­цепции, где происходит явное смешение понятий «человек» к «личность», подчеркнем, что, развиваясь и достигая подлинно че­ловеческого уровня в процессе деятельности и общения, актив­ность индивида имеет тем не менее вполне определенную биоло­гическую основу. Ею являются наследуемые, безусловнорефлекторные ориентировочные реакции. Развитие этих реакций и пре­вращение их в ориентировочно-поисковую деятельность зависит от характера внешних воздействий.

Существование такой зависимости подтверждается наблюде­ниями за слепорожденными. Наличие частых отрицательных под­креплений рефлекса «Что это такое?» (ушибы, травмы) уже при первых проявлениях поисково-ориентировочной деятельности у сле­пых детей ведет к редуцированности, ослабленности, заторможен­ности ориентировочных реакций.

Выше было показано, что человеческая активность проявля­ется и развивается в деятельности. Основным источником активности являются потребности. Выпадение или редуцирование зрительных функций отрицательно влияет на формирование потребностей, нарушает соотно­шение потребностей материальных и духовных. Спонтанное раз­витие потребностей ведет к доминированию и даже гипертрофии у слепых потребностей органических, как наиболее легко удовлетворимых.

Тот факт, что потребности первично связаны с ощущениями, представляется вполне доказанным. Доказательство зависимости потребностей от ощущений заключается в существенном измене­нии их характера и динамики при серьезных сужениях сенсорной сферы (слепоте, глухоте, слепоглухоте), которое возмещается лишь по мере компенсации дефекта. Это возмещение идет за счет восстановления структуры, объема, динамики и мотивационного значения потребностей.

Среди широкого круга человеческих потребностей заметное место занимают потребности перцептивные, проявляющиеся в не­преодолимом стремлении к восприятию мира. «Восприятие дви­жимо всегда непосредственным, присущим ему мотивом,— писал Вудвортс,— который можно назвать желанием воспринимать». Аналогично высказывался и Б. Г. Ананьев, утверждавший, что у людей «ощущения сами становятся особым видом потребности в познании внешнего мира, приобретая самостоятельное, относи­тельно независимое от питания и размножения жизненное значе­ние».

Снижение активности познавательной деятельности у детей с дефектами зрения обусловлено прежде всего двумя взаимосвя­занными причинами: с одной стороны, недоразвитием перцептив­ных потребностей и познавательных интересов, а с другой — не­доразвитием навыков осязательного (у незрячих и особенно частичнозрячих) и визуального (у слабовидящих и особенно частичнозрячих) обследования. При этом уровень активности отраже­ния при прочих равных условиях оказывается зависимым от сте­пени тяжести дефекта и времени его появления.

Отрицательные подкрепления ориентировочного рефлекса, тор­мозящие развитие перцептивных потребностей и влекущие за со­бой снижение активности познавательной деятельности, не явля­ются единственной причиной этого явления. Снижение познава­тельной активности обусловлено также и явно недостаточной стимуляцией ее извне. Отсутствие или резкое ограничение возможно­сти визуально — дистантно и одномоментно—воспринимать окру­жающий мир отрицательно сказывается на тонусе коры головного мозга, понижает активность мозговой деятельности. Разуме­ется, это частично компенсируется за счет того, что множество раздражителей, индифферентных для нормально видящих, полу­чают для лиц с глубокими нарушениями зрения сигнальное зна­чение (звуковые, термальные, механические и т. д.). Однако эти воздействия не могут сами по себе возместить ущерба, наносимого полным или частичным выключением зрительных функций. В связи с этим в школах для слепых и слабовидящих чрезвычай­но важно проводить работу, направленную на развитие сохран­ных анализаторов и выработку сигнальных значений раздражи­телей, способных заменить невоспринимающиеся световые воз­действия.

Резкое сокращение потока информации, наблюдающееся при слабовидении и особенно при слепоте, связано не только с нару­шением зрительных функций, но и с перцептивными возможно­стями сохранных анализаторных систем. В этом отношении даже такая система, как тактильно-кинестезическая, являющаяся основой второго (после зрительных) вида гностических ощущений и осязательного восприятия, значительно уступает зрительной си­стеме. Перцептивные возможности контактного осязательного вос­приятия ограничены, как правило, зоной действия рук. И хотя поле осязательного восприятия может расширяться за счет пе­ремещений тела в пространстве, а также использования различ­ных щупов (инструментальное осязание), тем не менее, в каждый данный момент слепые имеют дело с весьма ограниченным, так называемым предметно-познавательным пространством.

Сужение поля восприятия наблюдается не только при тоталь­ной, но и при парциальной слепоте и слабовидении. Наряду с крайне ограниченными возможностями одновременного охвата пространства при помощи осязания в последнем случае резко су­живается поле зрительного восприятия, что обусловлено пони­жением разрешающей способности глаз и различными наруше­ниями поля зрения. Все это — и ограниченность поля восприятия, и снижение пропускной способности анализаторных систем у сле­пых и слабовидящих — ведет к сокращению воздействия «новых» раздражителей, которые необходимы для удовлетворения перцеп­тивной потребности, развития познавательного интереса, форми­рования активности у субъекта познания.

Затруднения, испытываемые лицами с глубокими нарушения­ми зрения при восприятии окружающего мира, и вызванное ими снижение активности отражения требуют самого широкого педа­гогического вмешательства с раннего детства, вмешательства, ко­торое способствовало бы развитию навыков осязательного и ви­зуального обследования, формированию перцептивных потребнос­тей и познавательных интересов, а в конечном итоге активизации познавательной деятельности.

Серьезным препятствием для проявления активности являются затруднения, испытываемые слепыми при установлении социаль­ных контактов. Неадекватные установки слепых к себе, зрячим, различным видам деятельности, так же как и неверные представ­ления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную дея­тельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации.

Еще одним фактором, снижающим активность слепых, являются отрицательные эмоциональные состояния (депрессивные настроения, стрессы), а также фрустрации (состояние психическо­го напряжения), обусловленные часто встречающейся у слепых неадекватной самооценкой и трудностями адаптации к жизни без зрения. В ряде случаев инвалиды по зрению оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия. Мно­гократное повторение фрустрации ведет к снижению активности, безынициативности, отказу от деятельности.

Однако все упоминавшиеся выше факторы снижения активно­сти при глубоких нарушениях зрения могут быть преодолены пу­тем создания соответствующих условий для успешного компенса­торного приспособления. Важнейшим из них является включение инвалидов по зрению в деятельность, формирование у них поло­жительной мотивации и установок. Исследования показывают, что при правильной организации учебно-воспитательной и коррекционной работы зависимость мотивов учебной, трудовой и об­щественно полезной деятельности от состояния зрения отсутству­ет, а активность лиц с нарушенными функциями зрения приходит в норму. Активное участие тысяч инвалидов по зрению в жизни нашего общества, их успехи в самых различных областях дея­тельности— лучшее тому подтверждение.

Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения'

В ходе совместной деятельности и общения люди объединя­ются в группы и коллективы (ученики одного класса, семья, про­изводственная бригада, студенческая группа и т. п.). Объедине­ние людей в группы может происходить по разным причинам. Но только тогда, когда группа объединяется общими целями сов­местной деятельности и эти цели направлены на разрешение об­щественно значимых задач, она становится коллективом. Члены групп и коллективов, будучи связаны общей деятельностью, взаи­модействуют друг с другом, оказываются включенными в систему объективных отношений, отражением которых являются субъ­ективные межличностные отношения.

Знание межличностных отношений необходимо педагогам и организаторам производства для успешного управления коллек­тивом, налаживания нормальных межличностных отношений в нем, установления благоприятного социально-психологического кли­мата.

Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врожденной или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений. У ос­лепших нарушаются уже сложившиеся связи. На это указывал еще Л. С. Выготский, говоривший, что основные и наиболее тяжелые последствия слепоты связаны с органическим дефектом лишь косвенно и являются в первую очередь следствием выпаде­ния из коллектива, т. е. нарушения социальных отношений.

Задача преодоления социальных последствий слепоты была поставлена впервые в нашей стране в 20-е годы в связи с необ­ходимостью пересмотра взглядов на развитие личности аномаль­ного ребенка. В общих чертах уже к середине 30-х годов задача социальной компенсации дефекта была решена. Дефектологи, основываясь понимании общественной сущности личности, подчеркивают ведущее значение социальных факторов в компенсации и коррекции дефектов психического раз­вития. При этом среди социальных факторов компенсации важ­нейшую роль отводят коллективу, в котором осуществляется деятельность лиц с аномалиями зрения. Поэтому изучение соци­альной адаптации слепых, их включения в коллективную деятель­ность представляет собой особо актуальную задачу.

Одним из важнейших аспектов этой проблемы является во­прос о взаимоотношениях, складывающихся между членами раз­ных групп, в которых оказываются лица с нарушенным зрением. Ведь от характера таких взаимоотношений во многом зависит психологическое состояние личности, ее отношение к учебной, трудовой и общественной деятельности, к другим людям, к са­мому себе.

Выше уже говорилось, что деятельность человека осуществля­ется в тех или иных группах, в общении и взаимодействии с дру­гими людьми. Функционирование группы как совокупности дей­ствующих индивидов во многом обусловливается характером их межличностных отношений, складывающихся на основе эмоционально-оценочного отражения членами группы друг друга.

В исследованиях психологов, посвященных изучению коллектива, установлена зависимость взаимоотношений членов группы как от индивидуально-психологических, так и от социаль­ных факторов, в частности от характера их совместной деятель­ности. Глубоко и всесторонне роль значимой для коллектива деятельности в становлении положительных межличностных от­ношений была показана выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко. Давая определение коллектива, он писал: «Пер­вичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дру­жеском и идеологическом объединении». А. С. Макаренко под­черкивал необходимость сочетания в коллективе отношений от­ветственной зависимости с личными отношениями. Это создает условия для выполнения коллективом его воспитательной роли по отношению к отдельным личностям. Здесь важно обеспечить в общей значимой для коллектива деятельности активную жиз­ненную позицию каждого его члена.

Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глу­бины могут в той или иной мере обусловливать возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению актив­ной жизненной позиции, установлению дружеских и деловых от­ношений с окружающими.

Первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в группах и коллективах складываются своеобразно и оказываются зависимыми от состояния зрения. Социометрические исследования показывают, что в наиболее неблагоприятном статусном положе­нии оказываются тотально слепые. Это объясняется их меньшей мобильностью и активностью, меньшей коммуникабельностью и проявляется в том, что они получают наименьшее количество вы­боров, оказываясь в положении «отвергаемых» или «изолирован­ных». Правда, их неблагоприятное положение в значительной мере смягчается тем, что мотивы выборов в младшем возрасте во многом зависят от мнения учителя, который, зная об этом, может управлять процессом становления коллектива, распреде­ления в нем социальных ролей, создания благоприятного психо­логического климата.

В среднем и старшем школьном возрасте зависимости меж­личностных отношений от состояния зрения уже не наблюдается, что можно объяснить, во-первых, относительной однородностью коллектива (у всех школьников имеется патология зрения) и, во-вторых, тем, что в это время изменяются ценностные ориента­ции и на первый план при выборе лидеров и предпочитаемых вы­ступают морально-волевые и интеллектуальные качества членов коллектива. А конечный результат формирования этих качеств, как мы уже видели, от состояния зрительных функций не зави­сит.

Социально-психологические последствия дефектов зрения про­являются наиболее отчетливо тогда, когда инвалид по зрению по­падает в смешанный коллектив, где трудятся или учатся слепые и зрячие (например, на учебно-производственных предприятиях обществ слепых работает до 50% нормально видящих). В этих новых для слепого условиях возникают затруднения в де­ловом и свободном общении. Слепые становятся людьми замкну­тыми, уходящими от контактов со зрячими, ориентированными на свой внутренний мир.

В смешанном коллективе слепые часто занимают позицию изо­ляции, крайней зависимости от зрячих, активности под нажимом, отказа от борьбы с трудностями. Очевидно, что подобные позиции есть следствие недостаточной работы специальной школы по под­готовке слепых к самостоятельной жизни в мире зрячих. Это под­тверждается тем, что установки взрослых слепых к социальной компенсации, к самим себе и зрячим, к труду часто оказываются зависимыми от состояния и времени нарушения зрения, возраста и других факторов.

Кроме того, неблагоприятное влияние на установление поло­жительных межличностных отношений в смешанных коллективах оказывают испытываемые слепыми трудности социальной перцеп­ции (восприятие человека).

Невозможность или ограниченность визуального восприятия и ориентация на голос, особенности речи, осязательное восприятие зачастую не дают слепому достаточного знания о партнере по об­щению. Это обстоятельство может усугубляться неадекватными установками зрячих по отношению к слепым, обусловленными косметическими дефектами последних, незнанием их психологиче­ских особенностей, непониманием.

В результате при рассмотрении статуса инвалидов по зрению в смешанном коллективе наблюдается тенденция, указывающая на наличие определенной зависимости его от степени нарушения зрения. Так, лица с I группой инвалидности реже попадают в вы­сокие статусные категории, чем инвалиды II и III групп. Они же чаще представлены в категориях «изолированных» и «отвержен­ных». Это можно объяснить тем, что лица с относительно более сохранным зрением проявляют большую активность в различных видах деятельности.

Такой вывод, естественно, не означает, что глубокие на­рушения зрения непосредственно влияют на творческие воз­можности человека и препятствуют их развитию. Речь идет лишь о том, что лица с более сохранным зрением мобильнее и самосто­ятельнее. Это в свою очередь облегчает им участие в трудовом процессе, культурно-массовых мероприятиях и т. п. и способству­ет повышению их активности.

Благополучнее положение инвалидов II и III групп по срав­нению с I группой и в сфере эмоционально-личностных взаимо­отношений. Здесь положительное влияние оказывают более ши­рокий круг связей и большая функциональность выполняемых ими в коллективе ролей.

Социометрические исследования показали также влияние на положение инвалида по зрению в коллективе возраста и пола.

Наиболее благоприятен социометрический статус лиц в возрас­те от 20 до 30 лет. Очевидно, это связано с тем, что у них к это­му времени завершается процесс психологической и трудовой адаптации, накапливается положительный опыт общения в кол­лективе.

В сфере деловых отношений положение женщин в коллективе несколько благополучнее, чем у мужчин. В сфере эмоционально-личных отношений заметно преимущество лиц мужского пола. Они почти в три раза чаще представлены в категории «предпо­читаемых» и более чем в два раза реже попадают в категорию «изолированных». Отмеченная картина объясняется тем, что жен­щина в силу несложного содержания труда занимает более прочное и стабилизированное положение. В системе же эмоционально-личных отношений положение незрячей женщины меняется, что связано с рядом социально-психологических факто­ров, в частности более высокой престижностью для слепых мужчин зрячих женщин.

Определенная зависимость социометрического статуса слепых в коллективе наблюдается также от времени потери зрения. В наи­более благоприятном положении находятся ослепшие в детском и подростковом возрасте. Это объясняется тем, что процесс адап­тации у слепорожденных изначально затрудняется резко сужен­ным кругом общения и ограничениями в приобретении социаль­ного опыта. У ослепших в зрелом возрасте имеющийся социальный опыт с трудом поддается реализации из-за прочности ранее сло­жившихся динамических стереотипов.

Социально-психологические исследования показывают, что ста­новление межличностных отношений между слепыми и зрячими подчиняется общим закономерностям, однако на этот процесс влияют и перечисленные выше специфические факторы. В резуль­тате характерной особенностью системы межличностных отноше­ний в смешанных коллективах является широкое распространение индифферентного отношения слепых друг к другу и к зрячим. В силу этого в статусной структуре коллектива наиболее распро­странены категории лиц, находящихся в нейтральном или изоли­рованном положении. Это свидетельствует о недостаточной сформированности и сплоченности коллектива.

Невысокими оказываются уровень взаимности выборов, объек­тивные показатели удовлетворенности во взаимоотношениях. Не­редко в ходе социометрического исследования слепые отказыва­ются делать выбор или мотивировать его. Все это обусловлено, прежде всего, недостатками в организации жизнедеятельности сле­пых в коллективе.

Следует обратить особое внимание на то, что в производствен­ных коллективах слепые рабочие, лишь недавно закончившие спе­циальную школу, находятся в худшем положении в системе меж­личностных отношений, чем более старшие члены коллектива. Это говорит об их недостаточной подготовленности к активному участию в деятельности трудового коллектива. В этой связи школа должна интенсифицировать воспитательную работу в соответ­ствующем направлении.

Эффективное управление процессами развития межличност­ных отношений слепых в коллективе возможно только при нали­чии у его руководителей объективных данных о характере таких взаимоотношений. Между тем они часто не имеют достаточно точ­ного представления о реальном положении того или иного члена коллектива в системе его взаимоотношений с другими. Отсюда очевидна необходимость целенаправленного и углубленного изу­чения организаторами коллективной деятельности слепых систе­мы взаимоотношений в коллективе. Такое изучение даст возмож­ность сплотить коллектив, сблизить неофициальную и официаль­ную структуры межличностных отношений, создать благоприятный психологический климат.

При надлежащей постановке воспитательной и реабилитацион­ной работы специфические особенности коллективов, в которых учатся или работают инвалиды по зрению, отступают на задний план, уступая место общепсихологическим и социальным законо­мерностям формирования коллектива. В результате такой коллектив может достичь самого высокого уровня развития, а инва­лид по зрению — осуществлять в нем функции лидера.