Анализ рентабельности

В рыночной экономике самым главным мерилом эффективности работы организации является результативность. Понятие «результативность» складывается из нескольких важных составляющих: 1. показателей деловой активности; 2. прибыли; 3. показателей эк. эффективности (рентабельности).

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

1) Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З): или

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Показатель зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

2) Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. .

Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

3) Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (ƩИК) (ВБ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного капиталов.

.

Анализ рентабельности характеризует эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности, окончательные результаты хозяйствования. (Соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами) (СМОТРИ ТАБЛ. а-з рентаб-ти).

Показатели деловой активности входят в систему рейтинговой оценки организации. Показателями деловой активности являются:

1. темпы роста выручки от реализации; 2. темпы изменения активов;

3. соотношение этих темпов; 4. коэффициенты оборачиваемости текущих активов, материальных средств, дебиторской задолженности, собственного капитала и др.

Деловая активность в финансовом аспекте, в первую очередь, проявляется в скорости оборота средств. Капитал в процессе своего движения проходит три стадии кругооборота: 1) заготовительную;

2) производственную; 3) сбытовую.

На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основные фонды, производственные запасы.

На второй стадии средства в форме запасов поступают в производство, а часть средств используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Эта стадия заканчивается выпуском готовой продукции.

На третьей стадии готовая продукция реализуется, и на счет предприятия поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной прибыли от бизнеса.

Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие получит и реализует продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов.