Воздушный транспорт
Воздушный транспорт, который появился в начале XX в., располагает густой сетью воздушных линий, опоясывающих регулярные перевозки пассажиров, почты и грузов не только между странами, но и между всеми крупными городами мира. За сравнительно небольшой период времени (примерно 40 лет) перевозки пассажиров на международных линиях возросли почти в 42 раза.
1929 г. - Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся
международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция),
(регулирует пассажирские и грузовые перевозки); прилагаемые к ней протоколы (Гаагский протокол 1955 г., Гвадалахарский протокол 1961 г., Гватемальский протокол 1971 г., Монреальский протокол 1975 г.); Россия не является членом этой конвенции, но подписала Гаагский протокол 1955 г.
До второй мировой войны –всего 5 организаций в области воздушного транспорта – в начале ХХ1 века – около 50.
Наиболее авторитетные:
1947– создана на основании Чикагской конвенции Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — International Civil Aviation Organization (ICAO)1 — специализированное учреждение ООН,объединяющее более 150 государств; штаб-квартира находится в Монреале. Россия член ИКАО
Деятельность ИКАОв области международного воздушного права осуществляется в двух основных направлениях:
- разработка новых норм международного воздушного права в
виде проектов международных конвенций или соглашений;
унификация международного воздушного права.
Одновременно с Чикагской конвенцией появились многосторонние соглашения, устанавливающие различные виды деятельности в регулярных воздушных сообщениях: «О международных транзитных воздушных сообщениях» - государства предоставляют друг другу право транзитных беспосадочных перелетов через их территории и право посадок на их территории с некоммерческими целями (т.е. без разрешения брать на борт или высаживать пассажиров и брать или выгружать грузы и почту). Соглашение о международных транзитных воздушных сообщениях ратифицировано более 100 государствами.
«О международных воздушных перевозках» - соглашениеохватывает весь комплекс прав, относящихся к «свободе воздуха», включая право перевозить на территорию данного государства пассажиров, грузы и почту, взятых на борт в любой третьей стране, и вывозить их из этого государства в любую третью страну. Соглашение о международных воздушных перевозках первоначально подписали 20 государств, девять из которых впоследствии его денонсировали. В настоящее время лишь 12 государств являются участниками этого Соглашения.