Анализ и планирование прибыли торговой орга­низации.

Организации.

Анализ прибыли проводится в целом по торговой организации, а также по ее подразделениям и видам дея­тельности (оптовая торговля, розничная торговля, обществен­ное питание).

В процессе анализа прибыли последовательно рассмат­риваются:

§ динамика общей суммы балансовой прибыли в анали­зируемом периоде по сравнению с предшествующими пери­одами;

§ источники формирования балансовой прибыли; дина­мика суммы, уровня и удельного веса прибыли от реализа­ции товаров;

§ показатели формирования прибыли в разрезе струк­турных подразделений (центров ответственности) торговой организации, их динамика, отклонения фактических показа­телей от плановых;

§ основные факторы, обусловившие изменение суммы прибыли от реализации товаров в анализируемом периоде;

§ показатели чистой прибыли, их динамика, направле­ния использования чистой прибыли.

Анализируя прибыль, очень важно определить и коли­чественно оценить влияние на нее отдельных факторов.

Сумма прибыли от реализации товаров зависит от объе­ма товарооборота, уровня доходов и уровня издержек обра­щения.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму при­были рассчитывается путем умножения суммы увеличения или уменьшения фактического объема товарооборота в ана­лизируемом периоде (Т1) по сравнению с планом или с това­рооборотом в предшествующем периоде (То) на уровень рен­табельности в процентах к товарообороту по плану или в предшествующем периоде (УР0) .

Влияние объема товарооборота =

Влияние изменения среднего уровня доходов от реали­зации товаров на сумму прибыли рассчитывается путем ум­ножением фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Т1) на разницу (+, -) между фактическим уров­нем доходов от реализации товаров в анализируемом перио­де (УД1) и плановым уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде (УД0).

Влияние уровня доходов =

Влияние изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли рассчитывается путем умножения фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Т1) на раз­ницу (+, -) между фактическим уровнем издержек обраще­ния в анализируемом периоде (УИО1) и плановым их уров­нем или фактическим уровнем в предшествующем периоде (УИО0).

Влияние уровня издержек обращения =

Полученный результат надо поменять на противополож­ный знак (+ на - или - на +), так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли, и наоборот, при повышении уровня издержек обращения сум­ма прибыли уменьшается.

Планирование прибыли является составной частью фи­нансового планирования.

Основное внимание в процессе планирования уделяется определению суммы прибыли от реализации това­ров. Для этого могут быть использованы следующие методы:

§ метод прямого счета (на основе ранее сформированных
плановых показателей суммы доходов и издержек обраще­ния);

§ нормативный метод (на основе среднего уровня рента­бельности товарооборота);

§ метод, основанный на системе «взаимосвязь издержек,
объема реализации и прибыли»;

§ метод целевого планирования (на основе формирова­ния целевого размера чистой прибыли).

Метод прямого счета является наиболее трудоемким и в то же время самым надежным методом планирования прибыли. Разработке плана прибыли предшествуют расчеты плано­вых сумм доходов от реализации товаров и издержек обра­щения. Плановая сумма прибыли от реализации товаров определяется как разница между плановыми сумма­ми доходов от реализации товаров и издержек обращения.

Недостатком метода прямого счета является то, что он позволяет осуществлять только одновариантный расчет пла­новых показателей и не ориентирован на достижение целе­вых (нормативных) показателей прибыли.

Нормативный метод планирования прибыли более прост, так как предполагает использование всего двух показателей планового объема реализации товаров и нормативного (пла­нируемого) уровня рентабельности товарооборота. В каче­стве последнего может быть использован фактически сло­жившийся уровень рентабельности товарооборота в предпла­новом периоде, скорректированный с учетом предстоящих изменений уровней доходности и издержкоемкости товаро­оборота. Плановая сумма прибыли от реализа­ции товаров определяется умножением планового объема реализации товаров на плановый уровень рентабельности товарооборота.

Недостаток нормативного метода заключается в том, что он практически не увязан с другими показателями деятель­ности торговой организации.

Плановую сумму прибыли от реализации товаров можно рассчитать методом, основанным на системе «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». При этом методе формула расчета плана прибыли имеет следующий вид:

 

 

где Пп - плановая сумма прибыли от реализации товаров; Рп - плановый объем реализации товаров; Рт6 - объем реа­лизации товаров, обеспечивающий достижение точки безу­быточности (формула расчета этого показателя рассмотрена ранее); Уд - уровень доходов от реализации товаров к товарообороту, %; Упер - уровень переменных издержек обраще­ния к товарообороту, %;

Метод целевого планирования прибыли позволяет обес­печить увязку ее размеров со стратегическими целями раз­вития торговой организации. Основой этого метода является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли, оста­ющейся в распоряжении организации (чистой прибыли). Рас­чет ведется по каждому элементу потребности (отчисления в резервный фонд, капитальные вложения, пополнение соб­ственных оборотных средств, выплата дохода владельцам имущества, погашение долгосрочных кредитов, материаль­ное стимулирование персонала и т.п.).

Суммарная потребность в средствах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, представ­ляет собой целевой размер чистой прибыли организации в плановом периоде. Целевая сумма балансовой прибыли в этом случае рассчитывается по формуле:

 

где БПц - целевая сумма балансовой прибыли в плановом периоде; ЧПц - целевая сумма чистой прибыли в плановом периоде; Сн,п — ставка налога на при­быль (и других налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли), %.

Особая роль метода целевого планирования прибыли зак­лючается в том, что рассчитанная на его основе целевая сумма балансовой прибыли рассматривается как один из важней­ших целевых ориентиров развития торговой организации и служит базовым элементом планирования других важней­ших экономических показателей - объема реализации това­ров, суммы доходов от реализации товаров и др.

Независимо от выбранного метода процесс планирова­ния балансовой прибыли должен завершаться комплексной увязкой плановой суммы прибыли с системой формирующих ее показателей: объемом товарооборота, доходами от реализации товаров и издержками обращения.

При планировании распределения чистой прибыли ос­новной целью является оптимизация пропорций между ка­питализируемой и потребляемой ее частями.

Формирование плановых заданий по прибыли в разрезе отдельных структурных подразделений (так называемых центров ответственности) торговой организации осуществ­ляется в соответствии с видами и объемами их деятельнос­ти, ожидаемыми доходами и установленными им плановыми суммами расходования средств по отдельным статьям из­держек обращения.