Анализ и планирование прибыли торговой организации.
Организации.
Анализ прибыли проводится в целом по торговой организации, а также по ее подразделениям и видам деятельности (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание).
В процессе анализа прибыли последовательно рассматриваются:
§ динамика общей суммы балансовой прибыли в анализируемом периоде по сравнению с предшествующими периодами;
§ источники формирования балансовой прибыли; динамика суммы, уровня и удельного веса прибыли от реализации товаров;
§ показатели формирования прибыли в разрезе структурных подразделений (центров ответственности) торговой организации, их динамика, отклонения фактических показателей от плановых;
§ основные факторы, обусловившие изменение суммы прибыли от реализации товаров в анализируемом периоде;
§ показатели чистой прибыли, их динамика, направления использования чистой прибыли.
Анализируя прибыль, очень важно определить и количественно оценить влияние на нее отдельных факторов.
Сумма прибыли от реализации товаров зависит от объема товарооборота, уровня доходов и уровня издержек обращения.
Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается путем умножения суммы увеличения или уменьшения фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Т1) по сравнению с планом или с товарооборотом в предшествующем периоде (То) на уровень рентабельности в процентах к товарообороту по плану или в предшествующем периоде (УР0) .
Влияние объема товарооборота =
Влияние изменения среднего уровня доходов от реализации товаров на сумму прибыли рассчитывается путем умножением фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Т1) на разницу (+, -) между фактическим уровнем доходов от реализации товаров в анализируемом периоде (УД1) и плановым уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде (УД0).
Влияние уровня доходов =
Влияние изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли рассчитывается путем умножения фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Т1) на разницу (+, -) между фактическим уровнем издержек обращения в анализируемом периоде (УИО1) и плановым их уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде (УИО0).
Влияние уровня издержек обращения =
Полученный результат надо поменять на противоположный знак (+ на - или - на +), так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли, и наоборот, при повышении уровня издержек обращения сумма прибыли уменьшается.
Планирование прибыли является составной частью финансового планирования.
Основное внимание в процессе планирования уделяется определению суммы прибыли от реализации товаров. Для этого могут быть использованы следующие методы:
§ метод прямого счета (на основе ранее сформированных
плановых показателей суммы доходов и издержек обращения);
§ нормативный метод (на основе среднего уровня рентабельности товарооборота);
§ метод, основанный на системе «взаимосвязь издержек,
объема реализации и прибыли»;
§ метод целевого планирования (на основе формирования целевого размера чистой прибыли).
Метод прямого счета является наиболее трудоемким и в то же время самым надежным методом планирования прибыли. Разработке плана прибыли предшествуют расчеты плановых сумм доходов от реализации товаров и издержек обращения. Плановая сумма прибыли от реализации товаров определяется как разница между плановыми суммами доходов от реализации товаров и издержек обращения.
Недостатком метода прямого счета является то, что он позволяет осуществлять только одновариантный расчет плановых показателей и не ориентирован на достижение целевых (нормативных) показателей прибыли.
Нормативный метод планирования прибыли более прост, так как предполагает использование всего двух показателей планового объема реализации товаров и нормативного (планируемого) уровня рентабельности товарооборота. В качестве последнего может быть использован фактически сложившийся уровень рентабельности товарооборота в предплановом периоде, скорректированный с учетом предстоящих изменений уровней доходности и издержкоемкости товарооборота. Плановая сумма прибыли от реализации товаров определяется умножением планового объема реализации товаров на плановый уровень рентабельности товарооборота.
Недостаток нормативного метода заключается в том, что он практически не увязан с другими показателями деятельности торговой организации.
Плановую сумму прибыли от реализации товаров можно рассчитать методом, основанным на системе «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». При этом методе формула расчета плана прибыли имеет следующий вид:
где Пп - плановая сумма прибыли от реализации товаров; Рп - плановый объем реализации товаров; Рт6 - объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности (формула расчета этого показателя рассмотрена ранее); Уд - уровень доходов от реализации товаров к товарообороту, %; Упер - уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %;
Метод целевого планирования прибыли позволяет обеспечить увязку ее размеров со стратегическими целями развития торговой организации. Основой этого метода является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли). Расчет ведется по каждому элементу потребности (отчисления в резервный фонд, капитальные вложения, пополнение собственных оборотных средств, выплата дохода владельцам имущества, погашение долгосрочных кредитов, материальное стимулирование персонала и т.п.).
Суммарная потребность в средствах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, представляет собой целевой размер чистой прибыли организации в плановом периоде. Целевая сумма балансовой прибыли в этом случае рассчитывается по формуле:
где БПц - целевая сумма балансовой прибыли в плановом периоде; ЧПц - целевая сумма чистой прибыли в плановом периоде; Сн,п — ставка налога на прибыль (и других налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли), %.
Особая роль метода целевого планирования прибыли заключается в том, что рассчитанная на его основе целевая сумма балансовой прибыли рассматривается как один из важнейших целевых ориентиров развития торговой организации и служит базовым элементом планирования других важнейших экономических показателей - объема реализации товаров, суммы доходов от реализации товаров и др.
Независимо от выбранного метода процесс планирования балансовой прибыли должен завершаться комплексной увязкой плановой суммы прибыли с системой формирующих ее показателей: объемом товарооборота, доходами от реализации товаров и издержками обращения.
При планировании распределения чистой прибыли основной целью является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.
Формирование плановых заданий по прибыли в разрезе отдельных структурных подразделений (так называемых центров ответственности) торговой организации осуществляется в соответствии с видами и объемами их деятельности, ожидаемыми доходами и установленными им плановыми суммами расходования средств по отдельным статьям издержек обращения.