Лекция 3. ПР в органах государственного управления, политике и бизнесе.

В лекции рассматриваются вопросы:

1.Роль и организационные структуры ПР-служб в органах государственного управления.

2.Функции пресс-службы: информационная, пропагандистская, консалтинговая, охранительная, аналитическая.

3.Формирование имиджа государственной службы и государственного служащего.

4.Рекламные технологии в деятельности ПР-служб в органах власти. Социальная реклама.

5.ПР в силовых структурах и спецслужбах, органах местного самоуправления, в межэтнических отношениях.

6.Цели и специфика ПР-служб в выборных кампаниях. Организация рекламной кампании. Правила предвыборной агитации.

7.ПР-политтехнологии в работе над имиджем клиента. Позиционирование кандидата.

8.ПР-работа по обеспечению выборов. Создание штаба. Правила общения с избирателями и предвыборная работа с электоратом.

9.Специфика и задачи ПР-служб в бизнесе. Финансовый, инвестиционный и корпоративный ПР.

10.Лоббирование корпоративных интересов, формы организации и правила лоббирования.

11.Цели ПР-работы над корпоративным имиджем. Формирование корпоративной этики. Внутрикорпоративный ПР. Управление связями с общественностью на предприятии (организации). Основные требования к персоналу внутрифирменных ПР-служб.

12.Благотворительность предпринимателей как инструмент формирования общественного мнения. Виды, направления и организация благотворительной деятельности.

 

По материалу данной лекции на экзаменационный зачет выносятся вопросы:

1.Определение задач и организационной структуры ПР-службы в органах государственной власти.

2.ПР в органах власти: формирование имиджа государственной службы и государственного служащего.

3.Функции пресс-службы и пресс-секретаря в контексте ПР-деятельности в органах государственной власти.

4.ПР в политике. Цели и специфика ПР-служб в выборных кампаниях.

5.Специфика и задачи ПР-служб в бизнесе. Финансовый, инвестиционный и корпоративный ПР.

6.ПР-работа по обеспечению выборов. Создание штаба. Правила общения с избирателями и предвыборная работа с электоратом. Программа кандидата в депутаты.

7.Цели ПР-работы над корпоративным имиджем. Формирование корпоративной этики. Внутрикорпоративный ПР. Управление связями с общественностью на предприятии (организации).

8.Рекламные технологии в деятельности ПР-служб в органах власти.

Учебная литература:

Управление общественными отношениями. Под ред. Ю.К. Федулова. М.: Вузовский учебник, 2005.

Управление общественными отношениями. КОПР-5. М.: ВЗФЭИ, 2005.

Дополнительная литература:

Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Тандем, ГНОМ-ПРЕСС, 1997.

Горохов В.М. Комаровский B.C. Связи с общественностью в органах государственной власти. М.: 1996.

Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе: Учеб. пособ. М.: 1995.

Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз. Смысл, М.: 1999.

Как делать имидж политика. М.: Центр политического консультирования "Никколо-М",1995.

Автономов А.С. Морозова Е.Г. Избирательная кампания. М.: 1995.

Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: 2000.

Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии. М.: 2000.

Мирошниченко А.А. Public Relations в общественно-политической сфере. М.: 1998.

Связи с общественность в политике и государственном управлении. М.: 2001.

Охотский Е.В. Шмарковский Л.Я. Имидж государственного служащего и средства массовой информации. М.: РАГС, 1998.

Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебное пособие. Под ред. проф. Г.А. Васильева. М.: ЮНИТИ, 1998.

С.М. Катлип. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.: 2000.

Д. Ньюсом, Дж. Терк, Д. Крукеберг. Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. М.: 2001.

Г. Почепцов Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 2003.

А.К. Михальская Основы риторики. Мысль и слово. М.: 1996.

С.А. Варакута, Ю.Н. Егоров Связи с общественностью: Учебное пособие. М.: 2001.

Г.Г. Дилигенский. Социально-политическая психология. М.: 1996.

Дороти Доти И. Паблисити и паблик рилейшнз: Пер. с англ. М.: Филинъ, 1996.

 

Термины и понятия:

Командно-административная система управления обществом

Демократическое общество

Типы государственных ПР

Федеральные органы государственной власти

Региональные органы государственной власти

Местные органы государственной власти

Законодательные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти

Судебные органы государственной власти

Правительственные ПР

Информационные, пропагандистские, консалтинговые, охранительные, аналитические функции правительственной ПР-службы

Структура правительственных ПР-служб

Пресс-служба

Аналитическая служба

Связи с общественностью

Новостная служба

Внутриправительственные связи

Служба исполнительного директора

Служба историков

Служба тактических коммуникаций

Служба стратегических коммуникаций

Функции и задачи правительственных ПР

Принципы и технологии деятельности ПР-служб в органах власти

Плановость и системность

Регулярность ПР-мероприятий

Искренность и достоверность

Полнота информации

Координация действий

Учет стереотипов общественного мнения

Учет позиции аудитории

Гибкость и мобильность

Моделирование естественности

Контроль над прессой

Возможности государственных ПР

ПР в международных отношениях

Задачи международных ПР

Международные информационные потоки

Международный имидж страны

Международный имидж руководителя страны

Специфика международных ПР

Приемы иностранной журналистики при подготовке материала

ПР в силовых структурах и спецслужбах

Цель, приемы, тактики и особенности работы силовых ПР

Образы героя и «антигероя»

Контроль над информацией

ПР в межэтнических отношениях

ПР в органах местного самоуправления

Политические ПР-заказы

Цели ПР-служб в политике

Роль политических ПР при проведении избирательных кампаний

Политическая ПР-кампания

Рейтинги кандидатов

Основные каналы коммуникации в данном регионе

Социологический портрет сторонников и противников политической партии

Задачи ПР-служб при позиционировании и создании имиджа партии

Имидж политической партии

Название политической партии

Визуальный ряд политической партии

Слоган политической партии

ПР-требования к рекламе политической партии

Принципы и приемы проведения политических ПР-кампаний

Своевременность как принцип проведения политических ПР-кампаний

Реальность действий как принцип проведения политических ПР-кампаний

интрига (разработка конфликтной ситуации)

Узнаваемость как принцип проведения политических ПР-кампаний

Объективность как принцип проведения политических ПР-кампаний

Системность как принцип проведения политических ПР-кампаний

Последовательность как принцип проведения политических ПР-кампаний

Ограничение числа тем как прием проведения политических ПР-кампаний

Многоканальность как прием провеения политических ПР-кампаний

Жесткость как прием проведения политических ПР-кампаний

Закрытость как прием проведения политических ПР-кампаний

Полнота информационной базы как требование при проведении политических ПР-кампаний

ПР-факторы успеха политической партии на выборах

Страх оппозиции

Предпочтение стабильности

Предпочтение партийных оценок

Ежедневное присутствие партии на радио и ТВ

Использование наиболее эффективных видов коммуникаций

Проведение специальных акций для получения поддержки общественности

Позиционирование политического лидера

позиционирование краткосрочное и длительное

Условия интенсивного позиционирования

Стратегия вызова при создании имиджа

Стратегия защиты при создании имиджа

Сообщение обществу определенной информации о политическом лидере как элемент позиционирования

Политическая реклама

Требования к ПР-специалисту по избирательным кампаниям

Цели ПР в бизнесе

Финансовые аналитики, аналитики рынка ценных бумаг, финансовые журналисты и акционеры как аудитория бизнес-ПР

Типы бизнес-ПР

Функции и задачи бизнес-ПР

Позитивный корпоративный имидж

Благотворительные ПР-акции и спонсорство в бизнесе

Особенности ПР-технологий в бизнесе

Оборонительная коммуникация

Наступательная коммуникация

Разработка визуальных и прочих символов компании

Обоснованный выбор названия банка (компании)

ПР-требования к ежегодному отчету компании

Отслеживание текущих информационных потоков вокруг компании

Отражение деятельности компании в профессиональных рейтингах

Сложности ПР-работы в бизнесе

Лоббирование как важная функция бизнес-ПР

Виды деятельности лоббистов

Прямые и косвенные методы лоббирования

ПР и реклама в бизнесе

Основные этапы рекламной ПР-кампании в бизнесе

Создание образа фирмы, товара (рекламы)

Побуждение к покупке (сейлз промоушн) как задача ПР-служб

Установление долгосрочных двусторонних коммуникаций между производителем и потребителем (директ маркетинг) как задача ПР-служб

Принципы бизнес-рекламы

Ответственность за рекламу в бизнесе

 

Значение ПР-деятельности в сфере государственного управления было неодинаковым в разные периоды истории. В условиях командно-административной системы управление обществом было построено на основе принуждения: власть посылала аудитории нужное ей сообщение-приказ, и аудитория действовала в соответствии с тем, как этого требовала власть. Влияние власти на общество было тотальным, обратное же влияние населения на власть было ничтожным.

Демократическое общество организовано иначе. Важнейшая его черта - резкое усиление влияния общества на власть. В этих условиях эффективность внутренней политики во многом определяется тем, насколько удается государству работа по формированию нужного ему общественного мнения с помощью разнообразных ПР-технологий.