Лекция 5. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель

Пифагор(6 в. до н.э.) вместе с учениками разработал концепцию числа как основы всего в мире. Различные сочетания чисел создают гармонию космоса (или небесных сфер) – каждое небесное тело: Солнце или планета, вращаясь, издаёт свой звук. Эти звуки составляют мелодию, которую можно представить в виде числового соотношения. Знание данного числового соотношения – ключ к пониманию сущности мира.

ДоСократа(469 – 399 до н.э.) любая идея в философии просто утверждалась. Сократ стал рассматривать различные варианты ответов на философские вопросы. Для него основным методом нахождения истины стал диалог. Мастерство диалога Сократ называл майевтикой – определением понятия с помощью искусно задаваемых вопросов. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, муд­рость, справедливость, красота и т.д.), он выделял ложные определения и находил правильные. Сократ первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной при­знак их истинности. В диалектических спорах Сократ стремился доказать целесо­образность и разумность как мира, так и человека. Он впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоре­чия его души. Благодаря этому познание переходит от сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ ут­верждал, что добродетель проистекает из знания, лучшей формой правления в государстве будет власть мудрецов, т.е. опытных, честных, справедливых, порядочных, об­ладающих искусством государственного управления людей.

Платон (427-347 или 420-348 до н.э.) – основатель идеалистической философии. Материальный мир, который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. Все вещи в мире состоят из активных идей и подчинённой им материи, они подвержены изменениям и развитию. Развиваясь, все стремится к цели своего развития, отсюда еще один аспект понятия "идея" - это цель развития, идея как идеал. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) рассматривая отдельные вещи: камень, растение, животное, человека, выделяет в каждой из них материю (субстрат) и форму. Форма нематериальна, но она не является (в отличие от платоновской идеи) и потусторонней сущностью. В бронзовой статуе материя – это бронза, а форма – очертания статуи. Форма есть глав­ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная – сущ­ность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе­вая – во имя чего совершается действие. По Аристотелю существует т.н. чистая фор­ма, освобожденная от материи – Бог. Это не физическая, а целевая, фи­нальная причина, неподвижный перводвигатель. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия.

Аристотель создал Логику – на­уку о законах мышления. Он сумел выделить эти зако­ны в четкой и ясной постановке. Одним из ключевых элементов логики является учение о силлогизме (букваль­но: о считывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе – особенное, третье – вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуж­дение: (1) Если все люди смертны (2) И все греки–люди (3) То все греки смертны. Аристотель считал лучшими формами правления те, при которых власть принадлежит разумным, бескорыстным людям – аристократам или просвещенному монарху. Тиранию или демократия мыслитель не принимал.