Практическое занятие 1.2. Операции над множествами.

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

 

1. Дайте определения понятиям «объединение множеств», «пересечение множеств». Дайте этим операциям графическую иллюстрацию с помощью кругов Эйлера.

2. Сформулируйте свойства операций объединение и пересечение множеств. Проиллюстрируйте их с помощью кругов Эйлера.

3. Дайте определения понятиям «разность множеств», «дополнение множества». Дайте этим операциям графическую иллюстрацию с помощью кругов Эйлера.

4. Сформулируйте свойства разности множеств.

5. Известно, что . Следует ли из этого, что:

°

°

°

6. Найдите пересечение, объединение, разность

° [1; 5] и [3; 7];

° А= ;

° ;

° и;

° ; Ø..

7. Известно, что . Следует ли из этого, что:

°

°

8. Найдите разность числового отрезка [1; 5] и числового отрезка [3; 7].

9. Сформулируйте условия, при которых истинны следующие высказывания:

° ;

° .

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Перечислите элементы, принадлежащие пересечению множества букв в слове «математика» и множества букв в слове «грамматика». Из каких элементов состоит объединение данных множеств?

2. Р – множество натуральных делителей числа 18, Н – множество натуральны делителей числа 24. укажите характеристическое свойство элементов пересечения множеств Р и Н и перечислите его элементы.

3. Найдите пересечение и объединение множеств К и М, если К – множество двузначных чисел, М – множество нечетных чисел. Верно ли, что: а) 21; б); в) ; г) .

4. Найти объединение и пересечение множеств А и В, если и .

5. Три множества Р, Н, М изображены тремя прямоугольниками (рис. 1). Отметьте штриховкой области, изображающие множество Х: а) МН; б) РН; в) (РН) М).

Рис. 1.

6. В – множество правильных многоугольников, Т – множество прямоугольников. Из каких фигур состоит объединение и пересечение множеств В и Т. Нарисуйте по две фигуры из каждого множества.

7. Даны множества: А ={а, b, с, d, е}, В ={с, d, f, k}, С = {b, с, d, f, m}. Перечислите элементы множеств К=(АÈВ)ÇС и Р =А È ВÇ С. Содержится ли элемент m в множестве К, а элемент f в множестве Р?

8. А – множество чисел, кратных 2, В – множество чисел, кратных 3, С – множество чисел, кратных 5. Укажите характеристическое свойство элементов множества (АВ) С и (АВ) С.

9. Найдите объединение и пересечение множеств и дайте графическую иллюстрацию при помощи диаграмм Эйлера - Венна, если:

а) А = {5, 6, 7, 8, 9, 10}, В = {8, 9, 10, 11};

б) А= {х ÷ х = 5п, п ÎN}, В= {х ÷ х = 2п, п ÎN};

г) А={х ÷ х = 2п, п ÎN}, В= {х ÷ х = 2п, п ÎN}.

10. Изобразите на числовой прямой и запишите при помощи неравенства объединение и пересечение множеств Р и Q:

а) Р = , Q=;

б) Р = , Q = ;

в) Р =, Q =

11. Множество А состоит из натуральных чисел от 2 до 10, множество В – из натуральных чисел от 5 до20. Перечислите элементы множеств А \ В и В \ А.

12. Р – множество двузначных чисел, М – множество четных натуральных чисел. изобразите данные множества при помощи кругов Эйлера, отметьте штриховкой разность множеств Р и М и укажите характеристическое свойство элементов, принадлежащей этой разности. Верно ли, что Р \ М содержит числа 21; 17?

13. Дано множество . Запишите два подмножества множества Х и дополнение этих подмножеств до множества Х.

14. Сформулируйте характеристическое свойство элементов дополнения множества Р до множества треугольников, если: а) Р – множество остроугольных треугольников; б) Р – множество равносторонних треугольников.

15. Найдите дополнение множества У до множества Х, если:

a) Х – множество точек прямой АВ;

b) множество точек отрезка АВ;

c) Х – множество точек квадрата, У – множество точек круга, вписанного в этот квадрат.

16. Найдите дополнение:

d) множества четных натуральных чисел до множества N;

e) множества отрицательных чисел до множества Z;

f) множества целых чисел до множества Q.

2. Отметьте на координатной прямой множество А и укажите характеристическое свойство элементов его дополнения до множества R, если: а) ; б) ; в).

3. Множества А, В и С таковы, что Ø. Изобразите их при помощи кругов Эйлера и отметьте штриховкой области, представляющие множества (А \ В) С, А \ ВС, А(В \ С), АВ \ С. Для каждого случая сделайте отдельный чертеж.

4. А – множество прямоугольников, В – множество правильных многоугольников, С – множество треугольников. постройте круги Эйлера для данных множеств и отметьте штриховкой области, изображающие множества: а) АВС; б) ВС; в) (АВ)'С.

5. Постройте три круга, изображающие три попарно пересекающихся множества А, В и С, и выделите штриховкой области, представляющие множества:

а) АÈВ\С, б) А\СÈВ\С; в) А\(ВÈС).

 

Практическое занятие 1.3. Разбиение множества на классы. Декартово произведение множеств.

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

 

1. Дайте определение понятиям «разбиение множества на классы»; «декартово произведение множеств».

2. Какими свойствами обладает и не обладает операция «декартово произведения множеств»?

3. Найдите В ´ С и С ´ В если

a. В = {1, 2, 3} C = {10, 20, 30};

b. В = {а, о, и} C = {м, т, к};

c. В = {красивая, добрая, вежливая} C = {Маша, Наташа};

d. В = {0, 00, 000} C = {1, 11, 111};

4. Для каждого из множеств, приведенных в предыдущем задании, составьте таблицу, в ячейках которой будут расположены элементы соответствующего декартова произведения.

5. Элементы какого декартова произведения множеств задания 3 могут быть отмечены в декартовой системе координат? Выполните соответствующие построения.

6. Из множества Р = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9} выделили подмножества А, В и С. В каком случае произошло разбиение множества Р на классы:

a. А ={1, 3, 5}, В = {2, 4, 6, 8}, С = {7, 9};

b. А = {5}, В = {3, 4, 8, 9}, С = {1, 6};

c. А = {1, 3, 5}, В = {2, 4, 6, 8}, С = {5, 7, 9};

d. А = {1, 3}, В = {4, 6, 8}, С = {5, 6, 9}.

7. Запишите все двузначные числа, цифры десятков которых принадлежат множеству А ={4, 5, 6}, а цифры единиц – множеству В={3, 7}.

Задания для самостоятельной работы

1. Множество А состоит из 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; множество В – его подмножество, состоящее из чисел, которые делятся на 3; множество С – подмножество, состоящее из чисел, которые при делении на 3 дают в остатке 1; множество Е – подмножество. Состоящее из чисел, которые при делении на 3 дают в остатке 2. Можно ли утверждать, что множество А разбивается в этом случае на попарно непересекающиеся подмножества В, С и Е?

2. Проверьте, выполняются ли условия классификации, если: а) множество углов разбили на острые, тупые и прямые; б) множество звуков русского языка – на гласные и согласные.

3. Из множества Т треугольников выделили два подмножества: Х - подмножество прямоугольных треугольников и У – подмножество равнобедренных треугольников. Постройте для данных множеств круги Эйлера; установите, на сколько непересекающихся областей разбился круг, изображающий множество Т, и все множества, изображенные этими областями, задайте описанием характеристического свойства. При помощи скольких свойств произведено разбиение множества треугольников на классы?

4. Изобразите при помощи кругов Эйлера множество натуральных чисел и его подмножества: четных чисел и чисел, кратных 7. Можно ли утверждать, что множество N разбито:

a. на два класса: четных чисел и чисел, кратных 7;

b. на 4 класса: четных чисел, кратных 7; нечетных чисел, некратных 7; четных чисел, некратных 7; нечетных чисел, кратных 7?

5. Изобразите на координатной плоскости элементы декартова произведения множеств Х и У, если:

a. и ;

b. и ;

c. и У=R;

d. Х=R и .

6. Фигуры, приведенные на рисунке, являются результатом изображения накоординатной плоскости декартова произведения множеств Х и У. Укажите для каждой фигуры эти множества.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

7. На координатной плоскости постройте прямую, проходящую через точку Р (-2, 3) и параллельную оси ОХ. Установите, декартово произведение каких двух множеств изображается на координатной плоскости в виде этой прямой.

8. Найдите декартовы произведения множеств и изобразите их элементы на координатной плоскости:

a. А = {х÷ хÎ R, х > 0}; В = {у÷ у Î R, у < 0}

b. А = {х÷ хÎ R, х = 2}; В={у÷ у Î R , у > 0}

c. А = {х÷ хÎ R, -1 < х < 1}; В={у÷ у Î R, 0 < у < 1}.