Тема № 8. Христианство как мировая религия

1. Католицизм и протестантизм как направления христианства

2. История Русской Православной Церкви

 

( 1 ) Католицизм и протестантизм как направления христианства

Католицизм– как самостоятельное направление христианства с 1054 г. – в результате разделения христианской церкви на католическую и православную (Великая Схизма)

Фактически католицизм – с 395 г. – с момента разделения Римской империи на 2 части: Восточная Римская империя (Византия – православие) + Западная Римская империя (католицизм → Западная Европа)

Католицизм – от греч. «всеобщий»

· На 2010 г. – католики в мире ≈ 1 млрд. чел. (в т.ч. в Африке ≈ 110 – 180 млн. чел. + в России ≈ 200 тыс. – 1,5 млн. чел.)

Основа вероучения католицизма – Библия + Священное Предание

Священное Предание – сведения и канонические положения, которые прямо не содержатся в Ветхом и Новом Завете: литургические (богослужебные) тексты + творения Отцов Церкви + жития святых

В Католической церкви – семь таинств:

- крещение

- брак

- миропомазание (конфирмация)

Миропомазание (конфирмация) – через этот обряд верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни

· Миропомазание (миро – особое освященное ароматическое масло) –совершается после таинства крещения один раз в жизни

- евхаристия

Евхаристия (Святое Причастие) – главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран – Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина

· Евхаристия – согласно вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви верующие соединяются с самим Богом

- исповедь

Исповедь – таинство покаяния, признание в совершенном грехе

Условие исповеди – обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить

- елеосвящение

Елеосвященство – таинство, совершаемое над больными – помазание тела освященным елеем

Служит по учению православной и католической церквей духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться

- священство (рукоположение)

Священство (рукоположение) – посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды

Доктринальные положения католицизмаотличия от других христианских конфессий:

- учение о чистилище

- учение об индульгенциях

- широкое почитание Девы Марии

- почитание мучеников, святых и блаженных

- утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра

- централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями) – в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей

- безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности (Папа – наместник Бога на Земле)

- нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака

Высшая власть в Католической церкви – папа римский

Совещательные органы при папе – коллегия кардиналов + синод епископов

Административный аппарат Церкви – Римская курия – в состав входят конгрегации (главные ведомства) + суды и другие учреждения

Основная отдельная территориальная единица – епархия, возглавляемая епископом

Несколько епархий – составляют митрополию (церковную провинцию)

Епархии – состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу

Клир (священнослужители) – только мужчины

Духовенство – белое духовенство (священники) + черное духовенство (монахи)

Духовенство – три степени священства: диакон + священник (иерей) + епископ (архиерей)

Обязательное условие для священнослужителей – целибат (обет безбрачия)

Богослужение – на латыни → после 1965 г. – на национальных языках

Месса – главное богослужебное действие

· Богослужение – сидя (стоя – некоторые молитвы) + музыка (орган)

Один из основных догматов католицизма – спасение души возможно только при участии церкви

Традиция креститься 5 пальцами слева направо (символ – 5 ран Христа) + 2 пальцами (символ – 2 природы Христа)

· Традиция креститься слева направо – Христос, своим Крестом, перевёл верующих от смерти и осуждения (обозначаются левой стороной) к спасению (правая часть)

· У православных – традиция креститься 3 пальцами (символ Святой Троицы) справа налево – просьба причислить верующего к участи спасенных (правая сторона) и избавить от участи погибающих (левая сторона)

Протестантизм(от «протест») – с XVI в. – как результат Реформации

Основные доктрины протестантизма – «пять «только»

1. «Только писанием»

Библия (Священное Писание) – единственный источник слова Господа

→ Отрицание авторитета Папы Римского + индульгенций + икон + почитания святых + представления о чистилище + обета безбрачия духовенства (целибата) + монашества

2. «Только верой»

Прощение можно получить только верой → Добрые дела – результат веры (в католицизме – «Вера и добрые дела приносят прощение»)

3. «Только благодатью»

Спасение – как Божья благодать → незаслуженная милость

4. «Только Христос»

Христос – единственный посредник между Богом и человеком

→ Отрицание роли церкви (в католицизме – спасение возможно только при участии церкви) + возможность индивидуального пути спасения

Признание священства каждого верующего → Служитель культа – избирается и отчитывается перед протестантской общиной

Равенство всех перед Богом

5. «Только Богу слава»

Человек должен почитать и преклоняться только Богу

3 основных положения протестантизма – 1. спасение личной верой; 2. священство всех верующих; 3. исключительный авторитет Священного Писания

2 таинства – крещение + причастие

Уважение к святым – как к примерам праведной жизни и хорошим учителям

Здание церкви – любое строение + отсутствие украшений в церкви (т.к. нет необходимости)

Богослужение – проповедь + молитва + пение псалмов и гимнов – на национальных языках

Поощрение честного добросовестного труда человека (принцип «честность – лучшая гарантия») → успех – как знак поощрения свыше

→ Экономический успех протестантского населения (напр.,Швейцария)

Отсутствие единого центра протестантизма + объединение протестантских поместные церквей в региональные организации

На 2010 г. протестантизм ≈ 500 млн. чел.

В настоящее время протестантизм преобладает – в скандинавских странах + США + Великобритании + Австралии + Новой Зеландии

Протестантизм наряду с католицизмом – в Германии + Нидерландах + Швейцарии + Канаде

Наиболее крупные протестантские течения в настоящее время – лютеранство (≈ 80 млн. чел.) + англиканство (≈ 70 млн.) + баптизм (≈ 50 млн.) + кальвинизм (≈ 35 млн.) + квакеры + методизм + мормоны («святые судного дня») + адвентизм (лат. «пришествие») + пятидесятники

· Баптисты – вера в предопределение + идея о свободе воли человека

· Квакеры – бог заключен в сердцах людей → нужно идти «правильным путем» (в первую очередь – нужна безмолвная молитва)

· Мормоны – ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего + вера в существование единого бога + вера в существование низших богов и духов

· Адвентисты – отрицание бессмертия души → После смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день → либо вечное блаженство, либо окончательное уничтожение души

· Пятидесятники – вера в возможность воплощения святого духа в любого верующего

 

( 2 ) История Русской Православной Церкви

Языческая религия древних славян

Формирование в II – I тыс. до н.э. + влияние других индоевропейских народов (напр.,кельты + балты)

Перун – бог грозы и боевой дружины

Велес– бог скотоводства + подземного мира

Дажьбог (Хорс, Ярило) – бог Солнца

Сварог – бог огня и неба

Стрибог – бог ветра

Мокошь– богиня плодородия, покровительница семьи и женщин

+ Домовые, кикиморы, лешие, русалки

· Берегиня – добрый дух-хранительница рек, водоемов

· Волкодлак – оборотень

· Русалка – вредоносный дух, обычно девушка-утопленница

· Упырь – вампир

Треба – жертвоприношение

Культ предков → поминки + традиция посещать кладбища и могилы родителей на Родительский день (Радоница)

Поклонение природе – грому и молнии + деревьям + камням + рекам

Обряды, связанные с плодородием – ночь Ивана Купала + Масленица

Масленица– праздник прощания с зимой + встреча весны

· Масленица – после крещения Руси празднуется за семь недель до Пасхи в течение 7 дней

· В католических странах этот праздник называется карнавал

Ночь на Ивана Купала– праздник летнего солнцестояния → после принятия христианства отмечается в ночь на 24 июля (день рождения Иоанна Крестителя)

· Крест – древнейший символ огня

Капища – культовые площадки с идолами + жертвенные ямы

Святилища – постройки для проведения обрядов

Князь – одновременно военные + административные + религиозные функции

Жрецы (волхвы) + колдуны (ведуны, чародеи) + знахари

Гадания — по крику птиц и животных + по застыванию олова и воска

Представление о Вселенной – из 3-х частей: Небесный + Земной + Подземный

Соединение 3-х частей – через Мировое Дерево

 

862 г.– жители Новгорода пригласили на княжение варяжского (т.е. скандинавского) князя Рюрика (+ братья Рюрика Синеус + Трувор)

· Рюрик – основатель династии Рюриковичей: правили до 1598 г. Последний из Рюриковичей – сын Ивана Грозного царь Федор Иванович (ум. в 1598г.) → с 1613 г. – династия Романовых

По приказу Рюрика варяжские князья Аскольд и Дир покорили Киев

+ осадили Константинополь → мирный договор с Византией → из Византии в Киев приехал епископ Игнатий → 860-е – впервые христианство на Руси

Князья Аскольд и Дир + некоторое количество народа – приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х (Фотиево или Аскольдово крещение)

После смерти Рюрика в 879 г. – его родственник князь Олег

879 – 912 гг. – князь Олег (как правитель при малолетнем сыне Рюрика Игоре)

· Предсказание Олегу: примет смерть от коня своего → послал коня «куда подальше» → после смерти коня князь пришел навестить его «могилку» - «Конь умер, а я жив» → из черепа коня выползла змея → ужалила князя → князь умер

882 г.– Олег подчинил себе Киев → объединение Новгородской и Киевской земель + присоединение других территорий → создание единого Древнерусского государства – Киевская Русь (столица – Киев)

906 – 907 гг. – поход князя Олега на Константинополь (Царьград) → мирный договор с Византией (легенда: Олег прикрепил свой щит на воротах Константинополя) → развитие торговых контактов + проповедь христианства

912 – 945 гг. – князь Игорь

945 – 969 гг. – княгиня Ольга (жена князя Игоря)

Княгиня Ольгаперваяв русской истории женщина, которая правила государством + приняла христианство ( ≈ 957 г.)

· Легенда – Для принятия христианства Ольга приехала в Константинополь → император Константин предложил выйти за него замуж → отказалась (христианин не может жениться на язычнице) → приняла крещение: император – крестный → император повторил предложение → отказ Ольги (нельзя жениться на крестной дочери)

964 – 972 гг. – князь Святослав (сын Ольги + Игоря)

980 – 1015 – князь Владимир (Святой, Красное Солнышко) – сын Святослава

· 987 г. – император Византии Василий II просит князя Владимира прислать отряд воинов + деньги. Взамен: обещание выдать замуж за князя сестру императора Анну → князь Владимир прислал отряд из 6 тыс. чел + деньги

→ Василий II князя «кинул» → князь захватил принадлежащие Византии территории в Крыму (Херсонес)

→ Василий II отправил Анну к Владимиру. Условие: князь Владимир и его народ должны принять христианство

988 г.– князь Владимир вместе с дружиной принял крещение

988 г.– крещение Руси (условная дата)

· До крещения Руси – «поиски веры» (напр., против перехода в ислам – нельзя пить вино и т.д.)

· Крещение князя Владимира в г. Корсуни (Херсонес) в Крыму (р-н совр. Севастополя) → остальной народ (добровольно – принудительно)

На части территорий христианство насаждалось силой – уничтожались культовые сооружения язычников + сопротивлявшиеся подвергались репрессиям

· Приказ князя Владимира в 988 г. – «Кто не придет завтра на Днепр, тот будет моим врагом»

→ жители Новгорода отказались креститься → город сожгли

Последствия принятия христианства:

- укрепление гос. власти

- сохранение территориального единства

- развитие культуры

· Легенда – на территории Руси христианство проповедовал апостол Андрей Первозванный (I в. н.э.)

Во главе Русской церкви – митрополит (до 1051 г. назначался константинопольским патриархом)

Первые пять столетий Русская церковь – как одна из митрополий Константинопольского Патриархата

Митрополит Киевский и всея Руси – назначался Константинопольским Патриархом из греков

1051 г. – киевский князь Ярослав Мудрый добился назначения первого русского митрополита – митрополит Иларион

Выплата населением налога в пользу церкви – «десятина»

1015 – 1019 гг. – князь Святополк Окаянный (старший сын Владимира)

· Принял католичество

· Убил своих братьев Бориса и Глебапервые русские святые

1019– 1054 гг. – Ярослав Мудрый (младший брат Святополка)

1043 г. – последний поход русских на Константинополь

→ 1046 г. – мир с Византией (сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина)

1051 г. – впервые избрание киевским митрополитом русского священнослужителя Иллариона

≈ 1037 г. – в Киеве построен храм Святой Софии (в храме – первая на Руси библиотека)

≈ 1051 г. – основан первый монастырьКиево-Печерская лавра

· Киево-Печерская лавра – до постройки монастыря монахи копали себе небольшие пещеры – Печеры и жили в них)

Монастыри – как религиозно-культурные центры (летописи + книгописание + иконопись)

Первыйна Руси сборник законов – «Русская Правда» (правда = закон)

· «Русская правда» – с XI в. до 1497 г. → «Судебник Ивана III»

Первая часть «Русской Правды» («Правда Ярослава») – разрешение кровной мести только близким родственникам

→ «Правда Ярославичей» отменила кровную месть

≈ 1056-1057 гг. – Древнейшая из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие» – написано для новгородского посадника Остромира

1040-е годы – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона

≈ С Х-XI вв. – первые летописи («лето» - букв. «год») – исторические сочинения, описывающие события по годам

≈ 1113-1117 гг. – «Повесть временных лет» – монах Киево-Печерского монастыря Нестор (на основе Киевской + Новгородской летописей)

Апокрифы – сочинения, не вошедшие в библейский канон

Жития (жизнеописания) святых

Патерики – сборники назидательных рассказов о жизни монахов

Хожения (хождения) – описания путешествий русских паломников к Святым местам Востока

1147 г.– первое упоминание о Москве – как усадьба боярина Степана Ивановича Кучки (впервые упоминается в летописи весной 1147 г. – при князе Юрии Долгоруком)

1169 г.– перенос столицы из Киева в г. Владимир (князь Андрей Боголюбский)

· 882 – 1169 гг. – период Киевской Руси

1299 г. – перенос резиденции митрополита из Киева в г. Владимир

Конец Х в. – первая каменная постройка на Руси – Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась)

Фрески – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде

Мозаика (смальта) – изображение из цветных кусочков камня, мрамора, стекла

Иконопись (греч. «икона» - букв. «изображение, образ») – по византийскому образцу

Первые иконы выполнены греческими мастерами → Местные школы иконописи

Самая почитаемая икона – изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Икона Божьей Матери – хранится в Третьяковской галерее)

В период монголо-татарского нашествия (1240-1480) – духовенство – единственная категория населения, которая не платила дани

· Монголо-татары – веротерпимость + позиция церкви «не противление злу насилием»

1326 г. – перенос резиденции митрополита из Владимира в Москву

1448 г. – избрание митрополитом всея Руси (вместо низложенного митрополита грека Исидора) рязанского епископа Ионы

→ Введение нового порядка избрания митрополитов всея Руси – через решение Собора русских епископов с согласия московского князя

1448 г.установление независимости (автокефалии) Русской православной церкви от Византии

· 1453 г. – захват Константинополя турками → падение Византии

Конец XV – начало XVI вв. – появление ересей

Ересь(греч. «особое вероучение», «свободный выбор») – отклонение от норм господствующей религии, противоречащее официальным церковным установлениям

· Напр., «ересь жидовствующих» в Новгороде + Москве (якобы основатель – еврейский купец) – отрицание власти священников + право на равенство для всех людей

→ Отказ признать право монастырей владеть землями

XV – XVI вв. – борьба между «нестяжателями» и «иосифлянами»

Иосифляне (сторонники официальной церкви во главе с Иосифом Волоцким) – «за» право церкви владеть землей и крестьянами

Оппоненты иосифлян – т.н. «нестяжатели» (сориане)

Нестяжатели (во главе – старец Нил Сорский) – против еретиков + против иосифлян – т.е. против права («стяжания») церкви на землю + богатство

Победа иосифлян (Великий князь Московский и всея Руси Иван III поддержал)

→ 1504 г. – Сожжение еретиков в Новгороде и в Москве

1523-1524 гг. (Великий князь Василий III) – формула псковского монаха Филофея «Москва – третий Рим» → Москва – как преемница (наследница) Рима и Византии → Москва как центр православного мира

1551 г. – Стоглавый собор (при Иване IV)

Закрепление за церковью территорий, приобретенных до 1551 г.

→ В дальнейшем приобретение церковью земли только с разрешения царя → контроль церкви

Систематизация церковной обрядности → строгая регламентация (напр., даже произведения искусства – по определенным стандартам, образцам)

1589 г. – утверждение Московского патриархата (при Борисе Годунове) → Первый патриарх – московский митрополит Иов

1625 г. – царь Михаил Романов издал «Несудимую грамоту» – право суда над всеми церквами, монастырями и крестьянами на церковных и монастырских землях передавалось Патриарху

1650 – 1660-е годы – церковная реформа патриарха Никона – изменение существовавшей обрядовой традиции с целью ее унификации (согласования по единому образцу) с греческой традицией

Исправление разногласий с церковных книгах (напр.,«Иисус» вместо «Исус») + указ о замене двуперстного крестного знамения троеперстным + порядок проведения крестного хода против солнца, а не по ходу движения Солнца)

→ Раскол Русской церкви (во главе – протопопы Аввакум Петров и Иван Неронов)

Сторонники реформ патриарха Никона – «никонианцы»

Сторонники богослужебных традиций – «раскольники» (старообрядцы)

→ Преследование старообрядцев

1700 – 1917 гг. – Синодальный период истории Русской православной церкви

1700 г. – смерть патриарха Адриана → Петр I запрещает избирать нового патриарха

1721 г. – учреждение Святейшего Синода (Духовная коллегия) – гос. орган власти до 1918 г.

Функция Святейшего Синода – общецерковное управление

Глава Святейшего Синода – светский обер-прокурор (т.е. фактически подчинение церкви государству)

Учреждение системы духовных школ (бесплатное обучение) – духовные училища (4 года – для подготовки священников) + семинарии (8 лет – богословские дисциплины + общеобразовательные науки) + духовные академии (высшее богословское образование)

· Духовные училища – низшее духовно-учебное заведение

Обучение в духовных училищах – обязательно для сыновей духовенства

1763-1764 гг. (при Екатерине II) – перевод духовенства на содержание государственной казны + начало секуляризации церковных земель

· Секуляризация– изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению

Обычно – означает изъятие государством у церкви её земельной и иной собственности

XIX в. – завершение секуляризации церковных земель + падение престижа Церкви в обществе

Конец XIX в. – движение за обновление церковной жизни

1901-1903 гг. – в С-Петербурге «религиозно-философские собрания» представителей светской интеллигенции и духовенства – идея о необходимости созыва поместного собора и реорганизации высшего церковного управления

1912 г. – указ Николая II об учреждении при Святейшем Синоде постоянного, впредь до созыва собора, предсоборного совещания «для всякого рода подготовительных к собору работ»

Начало XX в. – возникновение ряда политических и националистических движений на основе идеологии русского православия (напр.,«Союз русского народа», «Русская монархическая партия»)

1913 г. – издание Святейшим Синодом указа о запрете для духовенства заниматься политической деятельностью

Апрель 1917 г. – послание обер-прокурора Святейшего Синода В.Н. Львова о введении выборного начала в церковном управлении и о созыве Поместного Собора

1917 г. – Восстановление Патриаршества – патриарх Тихон (Беллавин)

При Патриархе – 2 постоянно действующих коллегиальных органа – Священный Синод + Высший Церковный Совет (административные, хозяйственные, образовательно-просветительные функции)

1 (14) февраля 1918 г. – упразднение Святейшего Синода + передача его функций Священному Синоду и Высшему Церковному Совету

20 января 1918 г. – 2 декрета Советской власти: декрет о прекращении выдачи средств на содержание церквей и священнослужителей (с 1 марта 1918 г.) + декрет об упразднении военного духовенства

23 января 1918 г. – Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви

→ С 1918 г. – отделение Церкви от государства и от государственной школы + лишение прав юридического лица и собственности + религия как исключительно частное дело граждан

Задача Советской власти – содействовать «отмиранию религиозных предрассудков»

В годы гражданской войны (1918-1920 гг.) – нейтральная позиция церкви в конфликте + осуждение гражданской войны + эмиграция духовенства за границу

→ создание Русской православной церкви заграницей

1922 г. – изъятие властями церковных ценностей для закупки продовольствия за границей + репрессии против духовенства (в т.ч. расстрелы)

Среди духовенства – движение в поддержку Советской власти – обновленчество – официально признано органами государственной власти как Православная Российская Церковь

→ Раскол среди духовенства: часть – «за» поддержку Советской власти + часть «против»

· Русской православной церкви заграницей – отказ признать Советскую власть

С 1929 г. – аресты духовенства + административное закрытие храмов

1930-е годы – аресты + ссылка духовенства в лагеря + расстрелы

· 1937 г. – закрыто более 8 тысяч храмов

· Покровский собор в Москве (собор Василия Блаженного) – в 1929 г. закрыт для богослужений + сняты колокола

→ Начал использоваться для богослужения с 1991 г.

К 1939 г. – практически уничтожение структуры Русской православной церкви

1940 г. – в СССР 3 732 храма (из которых ≈ 3 350 – в Латвии + Литве + Эстонии) + 5 665 священнослужителей

1941-1945 гг. – в годы ВОВ деятельность Церкви в поддержку Красной армии

· 1941-1945 гг. – по инициативе Церкви кампании по сбору средств → построены и переданы действующей армии танковая колонна имени Дмитрия Донского + эскадрилья имени Александра Невского

Вынужденный военно-политический СССР с Великобританией + США

→ Прекращение в СССР антирелигиозной и антицерковной кампании (т.к. негативное воздействие на общественное мнение союзных держав + церковное возрождение на территориях, находившихся под властью Германии)

4 сентября 1943 г. – создание Совета по делам Русской православной церкви (во главе – офицер наркомата Государственной Безопасности Г.Г. Карпов)

8 сентября 1943 г. – избрание патриархом Московским и всея Руси патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) + образование Священного Синода «при патриархе»

С 1943 г. – открытие храмов + духовных учебных заведений

С 1946 г. – образован Отдел внешних церковных сношений

На 1948 г. – в СССР 14 329 действующих церквей и молитвенных домов (в т.ч. в период войны на территории, подвергавшейся немецкой оккупации, было открыто 7 547 церквей)

1950-е годы – возвращение из лагерей и ссылок части священнослужителей

С конца 1950-х годов – усиление гос. контроля над церковью с целью борьбы против «религиозных пережитков»

1961 г. – вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей

1965-1985 гг. – укрепление позиций Православной Церкви + контроль за деятельностью Церкви со стороны Совета по делам религий при Совете Министров СССР + КГБ

1988 г. – празднование 1000-летия крещения Руси

· 1989 г. – избрание ≈ 300 служителей различных религий (в т. ч. 192 православных) народными депутатами Советов различных уровней

1991 г. – обретение Русской Православной церковью статуса юридического лица

С 1991 г. (после распада СССР) – юрисдикция (деятельность) Русской Православной Церкви в государствах, вышедших из состава СССР (кроме Грузии – Грузинская Православная Церковь)

2007 г. – подписание Акта о каноническом общении РПЦ и Русской Православной Церкви заграницей

→ С 2007 г. – Русская Православная Церковь заграницей как «неотъемлемая самоуправляемая часть Поместной Русской Православной Церкви»