Тема № 8. Христианство как мировая религия
1. Католицизм и протестантизм как направления христианства
2. История Русской Православной Церкви
( 1 ) Католицизм и протестантизм как направления христианства
Католицизм– как самостоятельное направление христианства с 1054 г. – в результате разделения христианской церкви на католическую и православную (Великая Схизма)
Фактически католицизм – с 395 г. – с момента разделения Римской империи на 2 части: Восточная Римская империя (Византия – православие) + Западная Римская империя (католицизм → Западная Европа)
Католицизм – от греч. «всеобщий»
· На 2010 г. – католики в мире ≈ 1 млрд. чел. (в т.ч. в Африке ≈ 110 – 180 млн. чел. + в России ≈ 200 тыс. – 1,5 млн. чел.)
Основа вероучения католицизма – Библия + Священное Предание
Священное Предание – сведения и канонические положения, которые прямо не содержатся в Ветхом и Новом Завете: литургические (богослужебные) тексты + творения Отцов Церкви + жития святых
В Католической церкви – семь таинств:
- крещение
- брак
- миропомазание (конфирмация)
Миропомазание (конфирмация) – через этот обряд верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни
· Миропомазание (миро – особое освященное ароматическое масло) –совершается после таинства крещения один раз в жизни
- евхаристия
Евхаристия (Святое Причастие) – главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран – Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина
· Евхаристия – согласно вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви верующие соединяются с самим Богом
- исповедь
Исповедь – таинство покаяния, признание в совершенном грехе
Условие исповеди – обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить
- елеосвящение
Елеосвященство – таинство, совершаемое над больными – помазание тела освященным елеем
Служит по учению православной и католической церквей духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться
- священство (рукоположение)
Священство (рукоположение) – посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды
Доктринальные положения католицизма – отличия от других христианских конфессий:
- учение о чистилище
- учение об индульгенциях
- широкое почитание Девы Марии
- почитание мучеников, святых и блаженных
- утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра
- централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями) – в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей
- безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности (Папа – наместник Бога на Земле)
- нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака
Высшая власть в Католической церкви – папа римский
Совещательные органы при папе – коллегия кардиналов + синод епископов
Административный аппарат Церкви – Римская курия – в состав входят конгрегации (главные ведомства) + суды и другие учреждения
Основная отдельная территориальная единица – епархия, возглавляемая епископом
Несколько епархий – составляют митрополию (церковную провинцию)
Епархии – состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу
Клир (священнослужители) – только мужчины
Духовенство – белое духовенство (священники) + черное духовенство (монахи)
Духовенство – три степени священства: диакон + священник (иерей) + епископ (архиерей)
Обязательное условие для священнослужителей – целибат (обет безбрачия)
Богослужение – на латыни → после 1965 г. – на национальных языках
Месса – главное богослужебное действие
· Богослужение – сидя (стоя – некоторые молитвы) + музыка (орган)
Один из основных догматов католицизма – спасение души возможно только при участии церкви
Традиция креститься 5 пальцами слева направо (символ – 5 ран Христа) + 2 пальцами (символ – 2 природы Христа)
· Традиция креститься слева направо – Христос, своим Крестом, перевёл верующих от смерти и осуждения (обозначаются левой стороной) к спасению (правая часть)
· У православных – традиция креститься 3 пальцами (символ Святой Троицы) справа налево – просьба причислить верующего к участи спасенных (правая сторона) и избавить от участи погибающих (левая сторона)
Протестантизм(от «протест») – с XVI в. – как результат Реформации
Основные доктрины протестантизма – «пять «только»
1. «Только писанием»
Библия (Священное Писание) – единственный источник слова Господа
→ Отрицание авторитета Папы Римского + индульгенций + икон + почитания святых + представления о чистилище + обета безбрачия духовенства (целибата) + монашества
2. «Только верой»
Прощение можно получить только верой → Добрые дела – результат веры (в католицизме – «Вера и добрые дела приносят прощение»)
3. «Только благодатью»
Спасение – как Божья благодать → незаслуженная милость
4. «Только Христос»
Христос – единственный посредник между Богом и человеком
→ Отрицание роли церкви (в католицизме – спасение возможно только при участии церкви) + возможность индивидуального пути спасения
Признание священства каждого верующего → Служитель культа – избирается и отчитывается перед протестантской общиной
Равенство всех перед Богом
5. «Только Богу слава»
Человек должен почитать и преклоняться только Богу
3 основных положения протестантизма – 1. спасение личной верой; 2. священство всех верующих; 3. исключительный авторитет Священного Писания
2 таинства – крещение + причастие
Уважение к святым – как к примерам праведной жизни и хорошим учителям
Здание церкви – любое строение + отсутствие украшений в церкви (т.к. нет необходимости)
Богослужение – проповедь + молитва + пение псалмов и гимнов – на национальных языках
Поощрение честного добросовестного труда человека (принцип «честность – лучшая гарантия») → успех – как знак поощрения свыше
→ Экономический успех протестантского населения (напр.,Швейцария)
Отсутствие единого центра протестантизма + объединение протестантских поместные церквей в региональные организации
На 2010 г. протестантизм ≈ 500 млн. чел.
В настоящее время протестантизм преобладает – в скандинавских странах + США + Великобритании + Австралии + Новой Зеландии
Протестантизм наряду с католицизмом – в Германии + Нидерландах + Швейцарии + Канаде
Наиболее крупные протестантские течения в настоящее время – лютеранство (≈ 80 млн. чел.) + англиканство (≈ 70 млн.) + баптизм (≈ 50 млн.) + кальвинизм (≈ 35 млн.) + квакеры + методизм + мормоны («святые судного дня») + адвентизм (лат. «пришествие») + пятидесятники
· Баптисты – вера в предопределение + идея о свободе воли человека
· Квакеры – бог заключен в сердцах людей → нужно идти «правильным путем» (в первую очередь – нужна безмолвная молитва)
· Мормоны – ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего + вера в существование единого бога + вера в существование низших богов и духов
· Адвентисты – отрицание бессмертия души → После смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день → либо вечное блаженство, либо окончательное уничтожение души
· Пятидесятники – вера в возможность воплощения святого духа в любого верующего
( 2 ) История Русской Православной Церкви
Языческая религия древних славян
Формирование в II – I тыс. до н.э. + влияние других индоевропейских народов (напр.,кельты + балты)
Перун – бог грозы и боевой дружины
Велес– бог скотоводства + подземного мира
Дажьбог (Хорс, Ярило) – бог Солнца
Сварог – бог огня и неба
Стрибог – бог ветра
Мокошь– богиня плодородия, покровительница семьи и женщин
+ Домовые, кикиморы, лешие, русалки
· Берегиня – добрый дух-хранительница рек, водоемов
· Волкодлак – оборотень
· Русалка – вредоносный дух, обычно девушка-утопленница
· Упырь – вампир
Треба – жертвоприношение
Культ предков → поминки + традиция посещать кладбища и могилы родителей на Родительский день (Радоница)
Поклонение природе – грому и молнии + деревьям + камням + рекам
Обряды, связанные с плодородием – ночь Ивана Купала + Масленица
Масленица– праздник прощания с зимой + встреча весны
· Масленица – после крещения Руси празднуется за семь недель до Пасхи в течение 7 дней
· В католических странах этот праздник называется карнавал
Ночь на Ивана Купала– праздник летнего солнцестояния → после принятия христианства отмечается в ночь на 24 июля (день рождения Иоанна Крестителя)
· Крест – древнейший символ огня
Капища – культовые площадки с идолами + жертвенные ямы
Святилища – постройки для проведения обрядов
Князь – одновременно военные + административные + религиозные функции
Жрецы (волхвы) + колдуны (ведуны, чародеи) + знахари
Гадания — по крику птиц и животных + по застыванию олова и воска
Представление о Вселенной – из 3-х частей: Небесный + Земной + Подземный
Соединение 3-х частей – через Мировое Дерево
862 г.– жители Новгорода пригласили на княжение варяжского (т.е. скандинавского) князя Рюрика (+ братья Рюрика Синеус + Трувор)
· Рюрик – основатель династии Рюриковичей: правили до 1598 г. Последний из Рюриковичей – сын Ивана Грозного царь Федор Иванович (ум. в 1598г.) → с 1613 г. – династия Романовых
По приказу Рюрика варяжские князья Аскольд и Дир покорили Киев
+ осадили Константинополь → мирный договор с Византией → из Византии в Киев приехал епископ Игнатий → 860-е – впервые христианство на Руси
Князья Аскольд и Дир + некоторое количество народа – приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х (Фотиево или Аскольдово крещение)
После смерти Рюрика в 879 г. – его родственник князь Олег
879 – 912 гг. – князь Олег (как правитель при малолетнем сыне Рюрика Игоре)
· Предсказание Олегу: примет смерть от коня своего → послал коня «куда подальше» → после смерти коня князь пришел навестить его «могилку» - «Конь умер, а я жив» → из черепа коня выползла змея → ужалила князя → князь умер
882 г.– Олег подчинил себе Киев → объединение Новгородской и Киевской земель + присоединение других территорий → создание единого Древнерусского государства – Киевская Русь (столица – Киев)
906 – 907 гг. – поход князя Олега на Константинополь (Царьград) → мирный договор с Византией (легенда: Олег прикрепил свой щит на воротах Константинополя) → развитие торговых контактов + проповедь христианства
912 – 945 гг. – князь Игорь
945 – 969 гг. – княгиня Ольга (жена князя Игоря)
Княгиня Ольга – перваяв русской истории женщина, которая правила государством + приняла христианство ( ≈ 957 г.)
· Легенда – Для принятия христианства Ольга приехала в Константинополь → император Константин предложил выйти за него замуж → отказалась (христианин не может жениться на язычнице) → приняла крещение: император – крестный → император повторил предложение → отказ Ольги (нельзя жениться на крестной дочери)
964 – 972 гг. – князь Святослав (сын Ольги + Игоря)
980 – 1015 – князь Владимир (Святой, Красное Солнышко) – сын Святослава
· 987 г. – император Византии Василий II просит князя Владимира прислать отряд воинов + деньги. Взамен: обещание выдать замуж за князя сестру императора Анну → князь Владимир прислал отряд из 6 тыс. чел + деньги
→ Василий II князя «кинул» → князь захватил принадлежащие Византии территории в Крыму (Херсонес)
→ Василий II отправил Анну к Владимиру. Условие: князь Владимир и его народ должны принять христианство
988 г.– князь Владимир вместе с дружиной принял крещение
988 г.– крещение Руси (условная дата)
· До крещения Руси – «поиски веры» (напр., против перехода в ислам – нельзя пить вино и т.д.)
· Крещение князя Владимира в г. Корсуни (Херсонес) в Крыму (р-н совр. Севастополя) → остальной народ (добровольно – принудительно)
На части территорий христианство насаждалось силой – уничтожались культовые сооружения язычников + сопротивлявшиеся подвергались репрессиям
· Приказ князя Владимира в 988 г. – «Кто не придет завтра на Днепр, тот будет моим врагом»
→ жители Новгорода отказались креститься → город сожгли
Последствия принятия христианства:
- укрепление гос. власти
- сохранение территориального единства
- развитие культуры
· Легенда – на территории Руси христианство проповедовал апостол Андрей Первозванный (I в. н.э.)
Во главе Русской церкви – митрополит (до 1051 г. назначался константинопольским патриархом)
Первые пять столетий Русская церковь – как одна из митрополий Константинопольского Патриархата
Митрополит Киевский и всея Руси – назначался Константинопольским Патриархом из греков
1051 г. – киевский князь Ярослав Мудрый добился назначения первого русского митрополита – митрополит Иларион
Выплата населением налога в пользу церкви – «десятина»
1015 – 1019 гг. – князь Святополк Окаянный (старший сын Владимира)
· Принял католичество
· Убил своих братьев Бориса и Глеба – первые русские святые
1019– 1054 гг. – Ярослав Мудрый (младший брат Святополка)
1043 г. – последний поход русских на Константинополь
→ 1046 г. – мир с Византией (сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина)
1051 г. – впервые избрание киевским митрополитом русского священнослужителя Иллариона
≈ 1037 г. – в Киеве построен храм Святой Софии (в храме – первая на Руси библиотека)
≈ 1051 г. – основан первый монастырь – Киево-Печерская лавра
· Киево-Печерская лавра – до постройки монастыря монахи копали себе небольшие пещеры – Печеры и жили в них)
Монастыри – как религиозно-культурные центры (летописи + книгописание + иконопись)
Первыйна Руси сборник законов – «Русская Правда» (правда = закон)
· «Русская правда» – с XI в. до 1497 г. → «Судебник Ивана III»
Первая часть «Русской Правды» («Правда Ярослава») – разрешение кровной мести только близким родственникам
→ «Правда Ярославичей» отменила кровную месть
≈ 1056-1057 гг. – Древнейшая из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие» – написано для новгородского посадника Остромира
1040-е годы – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона
≈ С Х-XI вв. – первые летописи («лето» - букв. «год») – исторические сочинения, описывающие события по годам
≈ 1113-1117 гг. – «Повесть временных лет» – монах Киево-Печерского монастыря Нестор (на основе Киевской + Новгородской летописей)
Апокрифы – сочинения, не вошедшие в библейский канон
Жития (жизнеописания) святых
Патерики – сборники назидательных рассказов о жизни монахов
Хожения (хождения) – описания путешествий русских паломников к Святым местам Востока
1147 г.– первое упоминание о Москве – как усадьба боярина Степана Ивановича Кучки (впервые упоминается в летописи весной 1147 г. – при князе Юрии Долгоруком)
1169 г.– перенос столицы из Киева в г. Владимир (князь Андрей Боголюбский)
· 882 – 1169 гг. – период Киевской Руси
1299 г. – перенос резиденции митрополита из Киева в г. Владимир
Конец Х в. – первая каменная постройка на Руси – Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась)
Фрески – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде
Мозаика (смальта) – изображение из цветных кусочков камня, мрамора, стекла
Иконопись (греч. «икона» - букв. «изображение, образ») – по византийскому образцу
Первые иконы выполнены греческими мастерами → Местные школы иконописи
Самая почитаемая икона – изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Икона Божьей Матери – хранится в Третьяковской галерее)
В период монголо-татарского нашествия (1240-1480) – духовенство – единственная категория населения, которая не платила дани
· Монголо-татары – веротерпимость + позиция церкви «не противление злу насилием»
1326 г. – перенос резиденции митрополита из Владимира в Москву
1448 г. – избрание митрополитом всея Руси (вместо низложенного митрополита грека Исидора) рязанского епископа Ионы
→ Введение нового порядка избрания митрополитов всея Руси – через решение Собора русских епископов с согласия московского князя
→ 1448 г. – установление независимости (автокефалии) Русской православной церкви от Византии
· 1453 г. – захват Константинополя турками → падение Византии
Конец XV – начало XVI вв. – появление ересей
Ересь(греч. «особое вероучение», «свободный выбор») – отклонение от норм господствующей религии, противоречащее официальным церковным установлениям
· Напр., «ересь жидовствующих» в Новгороде + Москве (якобы основатель – еврейский купец) – отрицание власти священников + право на равенство для всех людей
→ Отказ признать право монастырей владеть землями
XV – XVI вв. – борьба между «нестяжателями» и «иосифлянами»
Иосифляне (сторонники официальной церкви во главе с Иосифом Волоцким) – «за» право церкви владеть землей и крестьянами
Оппоненты иосифлян – т.н. «нестяжатели» (сориане)
Нестяжатели (во главе – старец Нил Сорский) – против еретиков + против иосифлян – т.е. против права («стяжания») церкви на землю + богатство
Победа иосифлян (Великий князь Московский и всея Руси Иван III поддержал)
→ 1504 г. – Сожжение еретиков в Новгороде и в Москве
1523-1524 гг. (Великий князь Василий III) – формула псковского монаха Филофея «Москва – третий Рим» → Москва – как преемница (наследница) Рима и Византии → Москва как центр православного мира
1551 г. – Стоглавый собор (при Иване IV)
Закрепление за церковью территорий, приобретенных до 1551 г.
→ В дальнейшем приобретение церковью земли только с разрешения царя → контроль церкви
Систематизация церковной обрядности → строгая регламентация (напр., даже произведения искусства – по определенным стандартам, образцам)
1589 г. – утверждение Московского патриархата (при Борисе Годунове) → Первый патриарх – московский митрополит Иов
1625 г. – царь Михаил Романов издал «Несудимую грамоту» – право суда над всеми церквами, монастырями и крестьянами на церковных и монастырских землях передавалось Патриарху
1650 – 1660-е годы – церковная реформа патриарха Никона – изменение существовавшей обрядовой традиции с целью ее унификации (согласования по единому образцу) с греческой традицией
Исправление разногласий с церковных книгах (напр.,«Иисус» вместо «Исус») + указ о замене двуперстного крестного знамения троеперстным + порядок проведения крестного хода против солнца, а не по ходу движения Солнца)
→ Раскол Русской церкви (во главе – протопопы Аввакум Петров и Иван Неронов)
Сторонники реформ патриарха Никона – «никонианцы»
Сторонники богослужебных традиций – «раскольники» (старообрядцы)
→ Преследование старообрядцев
1700 – 1917 гг. – Синодальный период истории Русской православной церкви
1700 г. – смерть патриарха Адриана → Петр I запрещает избирать нового патриарха
1721 г. – учреждение Святейшего Синода (Духовная коллегия) – гос. орган власти до 1918 г.
Функция Святейшего Синода – общецерковное управление
Глава Святейшего Синода – светский обер-прокурор (т.е. фактически подчинение церкви государству)
Учреждение системы духовных школ (бесплатное обучение) – духовные училища (4 года – для подготовки священников) + семинарии (8 лет – богословские дисциплины + общеобразовательные науки) + духовные академии (высшее богословское образование)
· Духовные училища – низшее духовно-учебное заведение
Обучение в духовных училищах – обязательно для сыновей духовенства
1763-1764 гг. (при Екатерине II) – перевод духовенства на содержание государственной казны + начало секуляризации церковных земель
· Секуляризация– изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению
Обычно – означает изъятие государством у церкви её земельной и иной собственности
XIX в. – завершение секуляризации церковных земель + падение престижа Церкви в обществе
Конец XIX в. – движение за обновление церковной жизни
1901-1903 гг. – в С-Петербурге «религиозно-философские собрания» представителей светской интеллигенции и духовенства – идея о необходимости созыва поместного собора и реорганизации высшего церковного управления
1912 г. – указ Николая II об учреждении при Святейшем Синоде постоянного, впредь до созыва собора, предсоборного совещания «для всякого рода подготовительных к собору работ»
Начало XX в. – возникновение ряда политических и националистических движений на основе идеологии русского православия (напр.,«Союз русского народа», «Русская монархическая партия»)
1913 г. – издание Святейшим Синодом указа о запрете для духовенства заниматься политической деятельностью
Апрель 1917 г. – послание обер-прокурора Святейшего Синода В.Н. Львова о введении выборного начала в церковном управлении и о созыве Поместного Собора
1917 г. – Восстановление Патриаршества – патриарх Тихон (Беллавин)
При Патриархе – 2 постоянно действующих коллегиальных органа – Священный Синод + Высший Церковный Совет (административные, хозяйственные, образовательно-просветительные функции)
1 (14) февраля 1918 г. – упразднение Святейшего Синода + передача его функций Священному Синоду и Высшему Церковному Совету
20 января 1918 г. – 2 декрета Советской власти: декрет о прекращении выдачи средств на содержание церквей и священнослужителей (с 1 марта 1918 г.) + декрет об упразднении военного духовенства
23 января 1918 г. – Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви
→ С 1918 г. – отделение Церкви от государства и от государственной школы + лишение прав юридического лица и собственности + религия как исключительно частное дело граждан
Задача Советской власти – содействовать «отмиранию религиозных предрассудков»
В годы гражданской войны (1918-1920 гг.) – нейтральная позиция церкви в конфликте + осуждение гражданской войны + эмиграция духовенства за границу
→ создание Русской православной церкви заграницей
1922 г. – изъятие властями церковных ценностей для закупки продовольствия за границей + репрессии против духовенства (в т.ч. расстрелы)
Среди духовенства – движение в поддержку Советской власти – обновленчество – официально признано органами государственной власти как Православная Российская Церковь
→ Раскол среди духовенства: часть – «за» поддержку Советской власти + часть «против»
· Русской православной церкви заграницей – отказ признать Советскую власть
С 1929 г. – аресты духовенства + административное закрытие храмов
1930-е годы – аресты + ссылка духовенства в лагеря + расстрелы
· 1937 г. – закрыто более 8 тысяч храмов
· Покровский собор в Москве (собор Василия Блаженного) – в 1929 г. закрыт для богослужений + сняты колокола
→ Начал использоваться для богослужения с 1991 г.
К 1939 г. – практически уничтожение структуры Русской православной церкви
1940 г. – в СССР 3 732 храма (из которых ≈ 3 350 – в Латвии + Литве + Эстонии) + 5 665 священнослужителей
1941-1945 гг. – в годы ВОВ деятельность Церкви в поддержку Красной армии
· 1941-1945 гг. – по инициативе Церкви кампании по сбору средств → построены и переданы действующей армии танковая колонна имени Дмитрия Донского + эскадрилья имени Александра Невского
Вынужденный военно-политический СССР с Великобританией + США
→ Прекращение в СССР антирелигиозной и антицерковной кампании (т.к. негативное воздействие на общественное мнение союзных держав + церковное возрождение на территориях, находившихся под властью Германии)
4 сентября 1943 г. – создание Совета по делам Русской православной церкви (во главе – офицер наркомата Государственной Безопасности Г.Г. Карпов)
8 сентября 1943 г. – избрание патриархом Московским и всея Руси патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) + образование Священного Синода «при патриархе»
С 1943 г. – открытие храмов + духовных учебных заведений
С 1946 г. – образован Отдел внешних церковных сношений
На 1948 г. – в СССР 14 329 действующих церквей и молитвенных домов (в т.ч. в период войны на территории, подвергавшейся немецкой оккупации, было открыто 7 547 церквей)
1950-е годы – возвращение из лагерей и ссылок части священнослужителей
С конца 1950-х годов – усиление гос. контроля над церковью с целью борьбы против «религиозных пережитков»
1961 г. – вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей
1965-1985 гг. – укрепление позиций Православной Церкви + контроль за деятельностью Церкви со стороны Совета по делам религий при Совете Министров СССР + КГБ
1988 г. – празднование 1000-летия крещения Руси
· 1989 г. – избрание ≈ 300 служителей различных религий (в т. ч. 192 православных) народными депутатами Советов различных уровней
1991 г. – обретение Русской Православной церковью статуса юридического лица
С 1991 г. (после распада СССР) – юрисдикция (деятельность) Русской Православной Церкви в государствах, вышедших из состава СССР (кроме Грузии – Грузинская Православная Церковь)
2007 г. – подписание Акта о каноническом общении РПЦ и Русской Православной Церкви заграницей
→ С 2007 г. – Русская Православная Церковь заграницей как «неотъемлемая самоуправляемая часть Поместной Русской Православной Церкви»