Первый период (1945 -1955)

История развития ОС

Нет в пониманье глубины Без осознания истоков

Известно, что первое устройство, достойное называться «компьютер» было изобретено английским математиком Чарльзом Бэбиджем в конце восемнадцатого века. Его «аналитическая машина» – механический вычислитель, так и не смогла по-настоящему заработать, потому что технологии того времени не удовлетворяли требованиям по изготовлению деталей точной механики, которые были необходимы для вычислительной техники. Известно также, что этот компьютер не имел операционной системы. К этому времени относятся и сведения о первом программисте. Им являлась достойная дочь английского народа, Августа Ада Лавлейс, дочь знаменитого поэта, лорда Байрона.

Правда, в силу давности лет, информация о ней весьма противоречивая. Злые языки утверждают, что эта леди вовсе и не была первым программистом, а была всего лишь удачливой кокоткой, причем очень азартной, при очень самолюбивом создателе аналитической машины.

Некоторый прогресс в создании цифровых вычислительных машин произошел после второй мировой войны. В середине 40-х были созданы первые ламповые вычислительные устройства. В то время одна и та же группа людей участвовала и в проектировании, и в эксплуатации, и в программировании вычислительной машины. Это была скорее научно-исследовательская работа в области вычислительной техники, а не использование компьютеров в качестве инструмента решения каких-либо практических задач из других прикладных областей. Программирование осуществлялось исключительно на машинном языке. И здесь опять заявили о себе женщины.

Младший лейтенант ВМС США Грэйс Хоппер была направленна в Гарвард для программирования (правда такого термина еще не существовало, а использовался термин «кодирование») тогдашней самой совершенной машины Mark 1. Об операционных системах не было и речи, все задачи организации вычислительного процесса решались вручную каждым кодировщиком с пульта управления. Не было никакого другого системного программного обеспечения, кроме библиотек математических и служебных подпрограмм. Эти программы – универсальные последовательности команд программисты записывали себе в блокноты и, при необходимости, переписывали их друг у друга. Тексты писались в кодах и при переписывании часто возникали ошибки. Известный сейчас термин debugging – «отладка» по легенде принадлежит именно Грэйс Хоппер. История такова: однажды Mark-1 сломался из-за того, что в одном из реле покончил жизнь самоубийством крохотный мотылек (bug). Останки бедняги были аккуратно извлечены. Тогда-то якобы Грэйс впервые и употребила термин debugging, имея в виду ту самую работу, которой в данный момент была занята группа программистов, - очистку компьютера от насекомых. С тех пор ошибка в программе именуется «bug» жучком.