Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза

Проблема эффективного распределения ресурсов с учётом внешних эффектов ставит задачу их интернализации.

Под интернализациейпонимается трансформация внешних эффектов во внутренние на основе приближения предельных частных затрат (и выгод) к предельным общественным (социальным) затратам (выгодам). Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объёме, а не перекладывать их на третьих лиц (в случае отрицательной экстерналии) или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности (в случае позитивного эффекта).

В теории внешних эффектов были известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации. Первый был предложен в 1920-х гг. А.Пигу, второй – в 1960-х гг. Р. Коузом. В рамках первого подхода было предложено в качестве решения данной проблемы использовать корректирующие налоги и субсидии.

Чтобы понять необходимость интернализации внешних эффектов, рассмотрим рыночное равновесие на рынках благ, порождающих внешние эффекты.

E1
t=MEC
E2
Q1
Q2
P1
P2
MSB
Q
С,В
 
MPC
MSC
Рисунок 11.5 – Корректирующие налоги
Q2 < Q1    

Рыночное равновесие установилось в точке E1 при цене P1 и объеме выпускаQ1. В данном равновесии учитываются лишь затраты участников рыночной сделки. Однако в данном равновесии не учтены отрицательные внешние эффекты, которые выражаются величиной предельной общественной выгоды (MSC), то есть реальное равновесие должно быть в точке E2 при соответствующей цене P2 и объеме выпускаQ2. Равновесие E2 учитывает отрицательные внешние эффекты. Увеличение предельных частных издержек (MPC) на величину предельных внешних издержек (MEC) приведет к увеличению цены с P1 до P2 и вызовет впоследствии снижение предложения с Q1 до Q2.

Главная проблема отрицательных внешних эффектов – это перепроизводство благ и их порождающих (Q2 <Q1).

Главный способ интернализации – корректирующий налог, равный по величине MEC ( t = MEC - Пигу).

Корректирующий налог, или налог Пигу, – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Налог Пигуносит прежде всего побудительный характер: его цель – отделить цену, заплаченную потребителям, от цены, полученной производителем, и способствовать такому равновесию на рынке, чтобы количество благ, участвующих в обмене, соответствовало оптимуму (MSB = MSC).

Так как фирмы могут извлечь выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогов, последний выступает мощным стимулом для сокращения фирмами уровня выбросов за счет совершенствования технологий, а налоги способствуют росту поступлений в госбюджет.

Главная проблема интернализации отрицательных внешних эффектов – это превращение внешних эффектов во внутренние, в элемент рыночной цены.

Рассмотрим равновесие на рынке благ, порождающее положительные внешние эффекты:

MEB
E2
E1
Q1
Q2
P1
P2
MSB
MPB
P
Q
MSC
Рисунок11.6 – Корректирующие субсидии

Рыночное равновесие установилось в точке E1 при цене P1 и объеме выпуска Q1, там где (MРB = MSC). Для общества достигается равновесие в точке, там где MSB = MSC. Это реальное равновесие, где учтены все дополнительные выгоды, включенные и не включенные в цену.

Главные проблемы рынка – это недопроизводство благ, порождающих положительные эффекты, внешние эффекты (Q1 <Q2).

При учете этих внешних эффектов в рыночной цене в процессе интернализации цена благ была бы выше и объемы выпуска больше, поэтому интернализация в данном случае предполагает:

1) увеличение MРB на величину MEВ, что достигается с помощью корректирующих субсидий, равных предельным внешним выгодам.

2) спрос на блага увеличивается;

3) объем увеличивается до оптимального Q2.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которые позволяют приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. Субсидия, равная предельным внешним выгодам s = MEB повышает спрос (производство) до уровня, при котором MSB = MSC.

Субсидиипредставляют собой платежи потребителям или производителям благ. Субсидии могут быть направлены как на стимулирование спроса, так и на предложение. Формы субсидирования спроса могут быть различными: талоны на продукты питания; денежные выплаты беднейшим слоям; бесплатная вакцинация; стипендии на образование и т. д.

Налоги и субсидии направлены на перераспределение ресурсов в направлении повышения эффективности их использования для достижения равенства MSC = MSB.

Однако корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы внешних эффектов. Во-первых, необходимо быстро определить размер предельного общественного ущерба либо выгод. Во-вторых, важно установить, какая именно деятельность приводит к неблагоприятным последствиям, существует ли однозначная связь между объёмом выпуска и размером внешнего эффекта, что представляет собой непростую задачу. В-третьих, размеры ущерба или выгод определяются в ходе юридических и политических дискуссий, как правило, при недостатке информации о характере, направленности действия внешних эффектов, их долгосрочных последствий.

Альтернативный подход к интернализации был предложен в 60-х гг. ХХ в. американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1991 г. Р. Коузом.

Ключевая идея, выдвинутая Р. Коузом, заключалась в том, что причиной возникновения внешних эффектов является отсутствием установленных прав собственности на ресурсы. Наличие предельных внешних издержек или выгод свидетельствует о возможности альтернативного использования ресурсов и благ. Чистый атмосферный воздух может потребляться населением, а может загрязняться предприятиями. Суть данных процессов кроется в отсутствии установленных прав собственности на ресурсы, что позволяет использовать их бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве внешнего фактора производства, что ведёт к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных.

Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могут на компенсационной основе договориться о таком распределении этих прав, которое обеспечило бы равенство их издержек и выгод. Иначе говоря, посредством обмена правами собственности на основе учёта затрат и выгод сторон внешних эффектов они могут трансформироваться во внутренние, и достигается оптимальное распределение ресурсов. Например, если бы лица, приносящие дополнительную выгоду, могли получать права собственности (право на любование цветником), они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнение предельных частных и общественных выгод. Аналогично действовал бы механизм в случаях отрицательных внешних эффектов (право на чистый воздух для населения), повышая внутренние (частные) затраты до уровня общественных.

Следовательно, установленные права собственности будут перераспределены таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно. Тем самым использование какого-либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости становится невозможным. Нейтрализация внешнего эффекта происходит при этом без государственного вмешательства.

 

3 Регулирование внешних эффектов

Регулирование внешних эффектовэто осуществление в виде ограничений или поощрений способов интернализации внешних эффектов, направленных на оптимизацию распределения ресурсов.

Регулирование внешних эффектов требует учета «издержек-выгод», однако такой учёт сопряжен с некоторыми трудностями:

1) сложность в точном определении лиц испытывают на себе внешние эффекты;

2) сложность в приведении к единому временному интервалу расходов и выгод от внешних эффектов;

3) анализ издержек и выгод не применим к тем видам благ, которые связаны с политической деятельностью и национальной безопасностью.

Таким образом, метод «издержки-выгоды» может исказить учеты внешних выгод неоправданно: их завысить или занизить.

В связи с этим используют различные способы регулирования внешних эффектов (способы интернализации внешних эффектов).

Главную роль в регулировании играет государство, используя следующие способы:

· введение стандартов;

· корректирующие налоги и субсидии;

· лицензии;

· механизм «компенсаций»;

· механизм «кредитования»;

· мониторинг.

Стандарты – установленные государством ограничения. Например: на виды и объемы загрязнения окружающей среды промышленными выбросами.

Налоги и субсидии – увеличивает предельные частные издержки (выгоды) до предельных общих издержек (выгод).

Лицензии – механизм создания рынка прав на загрязнение со свободной покупки-продажи таких рецензий.

Механизм «компенсаций» – практика покупки фирмой прав на загрязнение у других фирм с целью сокращения этих загрязнений.

Механизм «кредитования» – механизм получения фирмами, добившихся более низких объемов загрязнения по сравнению с нормальным уровнем, прав (кредитов) на равновеликое превышение норм загрязнений в будущем через накопление кредитов.

Мониторинг – это контроль отслеживания норм выбросов по каждому компоненту загрязнения, дающий право фирме превышать норму по одному виду выбросов, если эта фирма обеспечивает равное снижение выбросов другого вида.

Спецификация прав собственности предложена Коузом в 1960 г. Также может рассматриваться как способ регулирования внешних эффектов.