Общественные и частные положительные и отрицательные внешние эффекты

Тема 11. Внешние эффекты

Фиаско рынка и необходимость микроэкономического равновесия

Фиаско рынка – его провалы, неспособность рыночного механизма учитывать все эффекты и последствия рыночных сделок и приводить экономику в состояние равновесия.

Формы проявления фиаско рынка:

1. Наличие в экономике внешних эффектов (экстерналий) – дополнительных затрат или выгод, которые оказывают влияние на группы лиц или всё общество, не участвующие в рыночной сделке.

2. Неспособность рынка производить общественное благо – благо коллективного пользования с характеристиками неисключительности и неизбирательности в потреблении.

3. Асимметричность рыночной информации, а также отрицательный отбор и моральный риск, связанные с ней.

Фиаско рынка на практике порождает цикличность развития, кризисы, высокие инфляционные процессы и уровень безработицы, несбалансированность развития и т. д.

Для смягчения последствий фиаско рынка необходимо государственное регулирование экономики, которое может осуществляться в минимально необходимых и максимально допустимых границах. Используя административные и экономические методы регулирования, государство:

1. Участвует в распределении и перераспределении доходов.

2. Финансирует фундаментальную науку.

3. Регулирует соотношение занятости и безработицы.

4. Решает региональные проблемы.

5. Контролирует внешние эффекты.

6. Организует предложение общественных благ.

Однако в последнее время наряду с фиаско рынка стало проявляться и фиаско государства, которое имеет много конкретных форм проявления.

 

Ключевые понятия

Частичное рыночное равновесие, общее экономическое равновесие, “ящик Эджуорта”, оптимальность по Парето, эффективность обмена, MRS, кривая контрактов, кривая потребительских возможностей, эффективность производства, MRTS, предельная норма трансформации, общественное благосостояние.

 


1. Общественные и частные положительные и отрицательные внешние эффекты.

2. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза.

3. Регулирование внешних эффектов.

4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике.

Ключевые понятия

Прежний анализ функционирования рынков основывался на допущении, что осуществление рыночных операций не оказывает влияние на кого-либо, кроме участников этих операций, а все издержки и выгоды учтены в рыночной цене. Иначе говоря, предполагалось, что не существует никаких побочных эффектов, связанных с производством и потреблением благ. Однако иногда последствия частной сделки оказывают влияние на экономическое положение третьих лиц, не принимавших в них участие. Эти лица в одних случаях несут издержки, в других – получают выгоду, но рыночная цена этого не отражает. Реальные затраты, или полезность, оказываются больше заложенных в рыночной цене. Поэтому она не способна передавать достоверную информацию, в результате чего распределение ресурсов оказывается неэффективным.

Внешние эффекты, экстерналии – это неучтенные в рыночных ценах факторы воздействия, выраженные дополнительными затратами или дополнительными выгодами третьих лиц, то есть индивидов, которые не являются участниками рыночного обмена. Их отличает две основные черты. Во-первых это эффекты, сказывающиеся на благосостоянии других лиц. Во-вторых, субъекты, создающие данные эффекты, не несут издержки и не получают компенсации в размере изменения благосостояния других лиц. Перемещение части издержек или выгод к не участвующим в рыночных сделках лицам получило название побочных эффектов, или экстерналий.

Формы проявления внешних эффектов в реальной экономике достаточно разнообразны. По результатам воздействия на субъекта внешние эффекты подразделяются на положительные и отрицательные. Воздействие считается положительным, если оно выражается в увеличении полезности третьего лица, или выпуска фирмы. Прирост полезности, или выпуска, является внешней выгодой данного вида деятельности.

Внешние эффекты, ведущие к снижению полезности какого-либо потребителя, или выпуска, какой-либо фирмы, называются отрицательными. Уменьшение полезности, или выпуска, считают внешними затратами данного вида деятельности.

По происхождению внешние эффекты могут быть подразделены на 4 группы:

1. «Производство-производство». Здесь экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей.

Пример. Отрицательный внешний эффект: отходы химзавода препятствуют использованию земель для выращивания зерна. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и сад оказывают друг на друга позитивное влияние.

2. «Производство-потребление»: экономическая деятельность предприятия влияет на уровень полезности домашнего хозяйства.

Пример. Отрицательное воздействие: жители прилегающих к железной дороге районов страдают от вредных выбросов и шума. Позитивное влияние: предприятие строит дорогу, связывающую два жилых района друг с другом.

3. «Потребление-производство»: экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей.

Пример. Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают пожары, наносящие ущерб лесному хозяйству. Позитивный эффект: благоустройство прилегающих к жилью территорий уменьшает работу коммунальным службам.

4. «Потребление-потребление»: экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя.

Пример. Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью на полную мощность включает музыку. Положительный эффект: если субъект разбил цветник пред домом, полезность соседей от созерцания цветов возрастает.

Принято различать следующие группы издержек:

Отрицательные внешние эффекты:

Частные издержки (РС) – это связанные непосредственно производством блага затраты участников рыночных операций. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.

Внешние издержки (EC) – это вызванные производством и потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих участие в данной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные (социальные) издержки – представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц PC + EC = SC. Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного некоторым увеличением производства блага (∆Q), будут представлены предельными частными издержками MRC = , предельными внешними издержками MEC = ипредельными общественными издержкамиMSC = , которые могут быть найдены как производные функции соответствующих видов издержек.

MSC
MEC
MPC
MEC
Q
PC
SC
EC
Q
C
Рисунок 11.1 – Кривые издержек
C
Рисунок 11.2 – Кривые предельныхиздержек

Положительные внешние эффекты:

Частная выгода (PB) – это увеличение благосостояния потребителя данного блага. Внешняя выгода (ЕВ) – это рост благосостояния третьих лиц, вызванного производством и потреблением этого блага. Общественная выгода (SB) представляет совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага SB = PB + EB. Вызванный увеличением производства и потреблением блага прирост каждого вида выгод отражается в показателях предельной частной выгоды MPB = , предельной внешней выгоды MEB = и предельной общественной выгоды MSB = .

MEB
Q
C
Q
C
EB
PB
SB
MSB
MPB
MEB
Рисунок 11.3 – Кривые выгоды
Рисунок 11.4 – Кривые предельной выгоды