Все субъекты рынка имеют полную информацию о рыночных условиях.

И покупателям и продавцам известны цены на продукцию, прибыли, величина спроса и предложения.

7. Неспособность конкурентной фирмы удержать экономическую прибыль в долгосрочном периоде по причине полной открытости рынка.

Модель совершенно конкурентной фирмы предполагает, что каждая отдельная фирма, принимающая решения, сталкивается с определенными ограничениями, связанными:

· с издержками;

· со спросом на продукцию, производимую фирмой.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична (рис. 3.4, рис. 3.5).

Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая её предельного дохода (MR), в условиях совершенной конкуренции, совпадает с её кривой совершенно эластичного спроса.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции, предельный доход и цена продукции отдельной фирмы равны между собой то есть P = М.

Qe
E
TR
P
P
Q
P
Q
D
Pe
D=AR=P=АЭС

 

Рынок Конкурентная фирма

Рисунок 3.5 – Реакция фирмы на образованную рынком цену
Рисунок 3.4 – Ценообразование на рынке

 

 


TR = P * Q, (3.15)

где TRсовокупный доход;

Pцена;

Q – объём выпуска;

(3.16)


AR == P,

где AR – средний доход фирмы (количество общего продукта на единицу выпуска);

 

(3.17)
MR == P,

где MR – предельный, маржинальный доход.

 

Рассмотрим возможности метода предельного анализа, приминительно к рынку совершенной конкуренции.

При данном подходе конкурентной фирме следует сравнивать предельный доход (MR) и предельные издержки (MC) каждой последующей единицы продукции.

Поскольку в условиях совершенно конкурентного рынка цена складывается независимо от отдельной фирмы и воспринимается ею как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукта (MC = P). Если же MC < P, то производство можно увеличивать, если MC > P, то такое производство осуществляется в убытке, и его следует прекратить. Однако, как было показано ранее, в условиях совершенной конкуренции, цена равна предельным доходам (P = MR), следовательно, фирма может увеличивать производство до точки, пока предельные издержки не будут равны предельному доходу (MC = MR). Именно эта точка, где MC = MR, является точкой, определяющей оптимальный объем производства. Итак, фирма максимизирует прибыли или минимизирует убытки, производя такой объем продукции, где предельный доход равен предельным издержкам.

1. Модель максимизации прибыли

Qопт
Q
П1
ATC
ATC
MC
Pe
D=MR
P
Пmax

Рисунок 3.6– Случай максимизации прибыли


Находим точку пересечения MC и MR, проецируем её на количественную ось Q – это и есть оптимальный объем выпуска. Находим точку пересечения ATC и перпендикуляра, проецируем её на ценовую ось P – это, не что иное как, ATC. Разница между ценой и средними совокупными издержками есть прибыль на единицу продукции (P – ATC = П1). Заштрихованный прямоугольник – максимальная прибыль.

2. Модель минимизации убытков

Уmin
P
Qопт
Pe
ATC
ATC
AVC
D=MR
У1
MC
Q

Рисунок 3.7 – Случай минимизации убытков


Находим точку пересечения MC и MR, проецируем её на количественную ось Q – это и есть оптимальный объем выпуска. Далее продолжаем перпендикуляр вверх до пересечения с кривой ATC ,точку пересечения проецируем на ценовую ось P – это, не что иное как, ATC. Разница между ценой и средними совокупными издержками есть убытки на единицу продукции (P – ATC = У1). Заштрихованный прямоугольник – минимальные убытки.

ATC
3. Закрытие фирмы

P
Q
D=MR
Pe
AVC

Рисунок 3.8 – Случай закрытия фирмы


Если цена не покрывает минимального значения средних переменных издержек, то фирме следует закрыться.