В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА

 

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стиму­ляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе перифе­рического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормали­зация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомасса­жа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не толь­ко индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, вклю­чая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учрежде­ния. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнас­тики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Са­момассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возра­ста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, рас­слабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положе­нии лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей само­массажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при нали­чии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медлен-

ном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактиль-но-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.