Государственный бюджет

Финансовая система

Список рекомендуемых источников

 

1. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учебник / С. Н. Ивашковский —
2-е изд. — М. : Дело, 2002. — Гл. 17. — С. 422—444.

2. Макроэкономика : учеб. пособие / Н. И. Базылев [и др.] ; под общ. ред.
Н. И. Базылева. — Минск : БГЭУ, 1998. — Гл. 7. — С. 176—191.

3. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления : учеб. пособие /
В. Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Шимова. — Минск : БГЭУ, 2005. — 844с.

4. Статистическая информация макроэкономических показателей Республики Беларусь в СМИ, электронных ресурсах.

 

 

ТЕМА 8
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.
ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП, формирования и использования денежных средств.

Финансовые отношения— это экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов. Эти отношения не только обеспечивают существование самого государства и его институтов, но и используются государством для макроэкономического регулирования общественного производства в соответствии с национальными потребностями.

Финансовая система — это совокупность всех финансовых отношений в обществе, система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система включает государственные централизованные финансы, децентрализованные финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств.

Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящийся в распоряжении правительства и используемый для осуществления социально-экономических функций и содержания государственного аппарата.

Бюджет муниципального образования предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению местного самоуправления. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Структура бюджета определяется государственным устройством.

Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований.

В бюджетах стран с переходной экономикой можно выделить следующие основные группы расходов на:

– создание объектов социальной инфраструктуры;

– поддержание и развитие государственного сектора экономики;

– затраты на социальные ме­роприятия, услуги (социальные пособия, пенсии, пособия безработным и др.);

– расходы на финансирование народного хозяйства (государственные капиталовложения, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям и т. д.);

– затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов;

– расходы на национальную оборону;

– расходы на обслуживание государственного долга;

– затраты на осуществление внешне-экономической деятельности.

Доходы государственного бюджета представлены: а) налогами; б) доходами от продажи государственной собственности; в) доходами от внешне-экономической деятельности; г) внутренними и внешними займами и др.

Государственный бюджет может быть сбалансированным, с профицитом и дефицитным.

Дефицит бюджета имеет место, когда расходы государства превышают его доходы.

Дефицит бюджета бывает:

1) структурный, когда расходы превышают доходы в условиях полной занятости ресурсов. Такой дефицит бюджета является результатом макроэкономической политики. Структурный дефицит рассчитывается по формуле:

 

,

 

где G — государственные расходы;

t — налоговая ставка;

Y* — потенциальный объем производства в стране;

2) циклический дефицит бюджета — это разность между фактической величиной бюджетного дефицита и величиной структурного дефицита. Он имеет место в условиях экономического спада, когда автоматическое сокращение налоговых поступлений и рост государственных расходов, трансфертов идет на фоне спада деловой активности. Циклический дефицит с рассчитывается по формулам:

 

;

 

,

 

где Y, Y*— фактический и потенциальный объем производства в стране.

Оценить структурный дефицит непросто, что объясняется сложностью определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема ВВП. Эта проблема еще больше усложняется, если учесть, что на величину бюджетного дефицита влияют такие действия правительства, как отсрочка налоговых платежей для определенных субъектов хозяйствования, введение временных или дополнительных налогов, отсрочка выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и т. д. Поэтому в странах с переходной экономикой при разработке экономической политики обычно используют динамику реального дефицита.

Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита:

– повышение налоговых ставок, введение специальных налогов;

– внешнее и внутреннее долговое финансирование (выпуск и продажа ценных бумаг на открытом фондовом рынке);

– денежное финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Осуществляется путем выдачи центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита.

Долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам. В связи с этим различают:

– общий дефицит бюджета, который равен сумме первичного дефицита и процентных выплат;

– первичный дефицит бюджета — разность между всеми расходами государства (за минусом процентных выплат) и его доходами.

Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства, полученные от приватизации государственной собственности.

Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции:

1) концепция ежегодного балансирования. Ее представители считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно;

2) концепция циклического балансирования. Ее представители считают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла;

3) концепция функциональных финансов предполагает, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия. Поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит, так как, во-первых, макроэкономическое равновесие приведет к экономическому росту, во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпускать дополнительное количество денег и устранить дефицит; в-третьих, по их мнению, дефицит не сказывается негативно на развитии экономики (теория дефицитного финансирования).