Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика

Рисунок 6.8 —Кривые Филлипса

 

 

От связи реального объема выпуска и уровня цен путем модификации уравнения кривой совокупного предложения можно перейти к зависимости между инфляцией и безработицей, которая отражается кривой Филлипса. Уравнение совокупного предложения представим в виде .

Вычтем из обоих уравнений уровень цен предшествующего периода Р–1, а разницу уровней цен заменим показателем темпа инфляции. Тогда имеем: .

Используя закон Оукена, отклонение фактического уровня выпуска от потенциального заменим отклонением фактического уровня безработицы от ее естественного уровня, т. е. вместо
подставим . Добавим в уравнение параметр ε, отражающий воздействие на уровень цен шоков предложения, и получим:

 

,

 

где π и πе — фактический и ожидаемый уровень инфляции,

β — параметр, больший нуля,

и, и* — фактический и естественный уровень безработицы,

ε — резкие изменения (шоки) предложения.

Компромисс между инфляцией и безработицей в макроэкономических моделях может быть представлен и в следующем виде:

 

,

 

где — ожидаемая инфляция,

— инфляция спроса,

— ценовый шок или инфляция предложения.

Заменим f величиной –β(и – и*), имеем вновь:

 

.

 

Таким образом, кривая Филлипса представляет собой лишь иное выражение кривой совокупного предложения и показывает наличие в краткосрочном периоде связи между динамикой инфляции и безработицы. В своем первоначальном виде кривая Филлипса показывала обратную зависимость между уровнем безработицы и инфляцией номинальной заработной платы. Современная интерпретация кривой Филлипса вместо темпов прироста номинальной заработной платы использует темпы прироста уровня цен, а также включает инфляционные ожидания и шоки предложения.

Изменение ожидаемого уровня инфляции πе и шоки предложения ε служат причинами сдвигов кривой Филлипса.

Инфляционные ожидания πе могут складываться на основе уже имеющихся представлений о прошлой инфляции. Экономическая политика, направленная на сокращение безработицы через стимулирование совокупного спроса, эффективна лишь до тех пор, пока экономические агенты не меняют своих инфляционных ожиданий, например, не требуют повышения номинальной заработной платы в связи с ростом цен, вызванным стимулирующей политикой государства. Так, если экономика стартовала в точке А — точке полной занятости ресурсов и естественного уровня безработицы — то повышенный спрос будет стимулировать расширение выпуска и занятости. Цены увеличиваются, но заработная плата останется прежней, зафиксированной в договорах. При условии, что ожидаемая инфляция равна πе1, прибыли фирм относительно возрастут, что сделает выгодным расширение производства (движение вдоль исходной кривой Филлипса из точки А в точку В). Но в дальнейшем, на фоне развивающейся инфляции, люди изменят свои ожидания, начнется

рост номинальной заработной платы и других издержек, исчезнут стимулы к расширению производства, безработица возвратится к исходному уровню, а экономика перейдет на новую краткосрочную кривую Филипса (рис. 6.9), соответствующую более высокому уровню инфляционных ожиданий πе2 (сдвиг кривой Филлипса вправо — вверх и движение экономики из точки В в точку С.  
А
С
В
πе1
πе2
π
u*

Рисунок 6.9 — Сдвиг кривой
Филлипса

В результате мы возвращаемся к первоначальному уровню выпуска и занятости, но при более высокой инфляции. Политика стимулирования спроса дает в таких условиях лишь краткосрочный эффект.

Сторонники теории рациональных ожиданийсчитают, что экономические агенты формируют свои ожидания на основе всей доступной им информации, а не только прошлого опыта, к тому же они не делают систематических ошибок, поэтому могут верно оценить последствия стимулирующей политики государства и достаточно быстро изменить свои инфляционные ожидания, что отразится, например, в требовании увеличения номинальной заработной платы для компенсации роста цен. В итоге — практически никакого увеличения реального выпуска не происходит даже в краткосрочном периоде, а рост совокупного спроса приводит лишь к росту цен (движение из точки А в точку С, минуя точку В). Исключение составляют лишь непредвиденные изменения совокупного спроса, приводящие к кратковременным колебанием выпуска.

Таким образом, традиционная кривая Филлипса, фиксирующая обратную зависимость между инфляцией и безработицей, отражает краткосрочную динамику этих переменных. В долгосрочном периоде стимулирование совокупного спроса, сопровождающееся обычно ростом денежной массы, не приводит к существенным изменениям уровня безработицы и реального выпуска, а отражается, в основном на росте цен, т. е. кривая Филлипса приближается к вертикальной прямой на уровне естественной безработицы.

Социально-экономические последствия инфляции могут быть значительными. Это выражается:

– снижением реальных доходов населения, ослаблением трудовой мотивации, усилением дифференциации населения по уровню доходов;

– обесценением сбережений населения;

– ухудшением условий жизни социальных групп с твердыми доходами, возникновением опасности социальных потрясений;

– ослаблением позиций властных структур, снижением доверия населения к правительственным программам и мероприятиям;

– трудностями долгосрочного планирования;

– повышением риска инвестиций. В качестве платы за риск появляются требования более высоких прибылей и процентов.

Пагубным последствием подавленной инфляции на экономику является деформация рыночного механизма, так как изготовители продукции лишаются ценовых сигналов и система цен уже не способна управлять экономической активностью. Таким образом, разрушая рыночный механизм, подавленная инфляция пагубно действует прежде всего на производство. Общество обречено на товарный дефицит.

Если страна идет по пути открытой инфляции, ее экономика имеет шанс на выздоровление и последующее нормальное развитие. Главное условие выздоровления — сохранение рыночного механизма, ценовой системы.

Однако переход на режим открытой инфляции может выдержать не всякая экономика. При монополизированном хозяйстве без рыночной инфраструктуры и гипертрофированной отраслевой структуры, открытая инфляция гигантскому государственному сектору может нанести больше вреда, чем пользы.

Антиинфляционные меры можно применить только к открытой инфляции, так как подавленная — не поддается лечению, ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую и лишь затем вырабатывать меры борьбы с ней.

Бороться с инфляцией — значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер функционирования рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.

Антиинфляционная политика государства, в первую очередь, направлена на устранение причин инфляции. Она становится первоочередной, когда инфляция грозит перерасти в гиперинфляцию.

Главными составляющими антиинфляционной политики являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.

Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

При инфляционном, избыточном спросе, государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется путем изменения ставки ссудного процента, нормы обязательных резервов и количества денег в обращении. Однако такому способу регулирования присущи теже издержки, что и бюджетно-налоговой политике. Остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа предложения денег. Но следствием снижения темпа прироста денежной массы является падение уровня производства и занятости. Выбор у правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Эта дилемма решается по-разному, в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.

Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Издержки шоковой терапии связаны с резким сокращением объема производства и занятости.

Постепенное снижение темпа денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводят лишь к увеличению инфляции. Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20—30% в годовом исчислении.

Одним из вариантов шоковой терапии в денежно-кредитной политике является проведение денежной реформы конфискационного типа с одновременной или предварительной либерализацией цен. Обмен старых денег на новые производится в определенном соотношении без изменения номинальных уровней доходов и цен. При этом, на суммы старых денег накладываются определенные ограничения, дифференцированные для различных субъектов.

Альтернативой монетарным методам борьбы с инфляцией является политика цен и доходов. Контроль над заработной платой и ценами при наличии доверия правительству должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней по стране производительности труда, а рост цен — ростом расходов на оплату труда. Противники политики цен и доходов считают, что отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции под действием отложенных инфляционных ожиданий, если ее не продлить на неопределенный срок. Однако, по их мнению, это может способствовать превращению открытой инфляции в подавленную.

По мнению М. Фридмена, инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией.

Снижения инфляции можно добиться вышеперечисленными мерами, воздействуя на совокупное предложение. Экономическая программа в рамках концепции предложения должна включать комплекс мер по уменьшению предельных ставок налогообложения, что способствует усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.

На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем снижения государственных расходов, то издержки такой политики лягут, в основном, на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения, денежной политикой стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны, валютной политикой не допускать импорта инфляции. Выбор правительства определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: а) уровнем реальных доходов; б) состоянием промышленности; в) масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования; г) состоянием и перспективами развития внешне-экономических связей и др.

При выборе антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике.

При разработке антиинфляционной политики можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долгосрочного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в краткосрочном периоде.

Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:

– преодоление инфляционных ожиданий;

– долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;

– сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов бюджета;

– увеличение совокупного предложения структурным преобразованием народного хозяйства, государственным стимулированием научно-технического прогресса, мотивацией инвестиционных процессов.

Меры антиинфляционной тактики, в зависимости от цели, можно разделить на две группы: а) льготное налогообложение, приватизация государственной собственности; б) повышение ставок процентов по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.