Два подхода к построению моделей

Р. Шеннон

 

Под моделью (от лат. modulus – мера, образец, норма) понимают такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты. Процесс построения и использования модели называется моделированием.

 

 

Способов построения моделей существует великое множество, ибо, пытаясь разобраться в сложившемся положении вещей, можно совершенно по-разному упрощать его в надежде вскрыть суть явления, а затем и разрешить.

Правда, не стоит забывать, что нередко упрощенческие подходы к сложным явлениям несут в себе значительную долю опасности.

Можно выделить два подхода к построению моделей (моделированию) тех или иных явлений, событий, обстоятельств, называя один из них западным, а другой восточным.

Западный. В небогатой философами Америке жил в XIX в своеобычный человек по имени Генри Торо (наиболее известная его работа «Уолден или жизнь в лесу» переведена на русский язык). Ему принадлежат слова: «Мы часто принимаем полутораумных людей как полоумных, потому что нам доступна лишь треть их ума».

Весьма нетривиальное высказывание, декларирующее по сути бесконечное уважение ко всякому человеку. А вот – математическая формула, навеянная этим высказыванием и в известном смысле точно его передающая: .

Выписанное равенство определяется сформулированной сентенцией, оно абсолютно правильно, но способно заменить это высказывание в очень малой степени – формула отражает лишь количественную сторону высказывания, но почти абстрагируется от его смысла.

Восточный. Однажды шах, отличавшийся крутым нравом, пожелал иметь свой парадный портрет. Это пожелание шаха само по себе ничего страшного не таило, однако художник, которому была оказана столь высокая честь, впал в отчаяние. И было отчего: шах был кривым на один глаз.

Конечно, можно было бы написать портрет шаха с двумя глазами. Но такой портрет вряд ли понравился бы заказчику – слишком явной была бы неправда. Можно было бы изобразить шаха, как есть – одноглазым. Но это вызвало бы шахский гнев (в этом чувства шаха вполне понятны и нам – неудачная фотография если и сохраняется, то на почетном месте обычно не вывешивается).

Казнь, как неизбежное следствие шахского гнева, казалась неминуемой. Однако жизнелюбивый художник после мучительных размышлений выход все же нашел.

Шах был изображен на охоте – восседая на великолепном коне, он целился из лука в не менее великолепного оленя. Один глаз был зажмурен.

Нужно ли объяснять, какой именно?

Во всех случаях портрет передает лишь часть того, что можно было бы рассказать о человеке. Отбор этой части определяется целью. У художника их было две – написать парадный портрет шаха и остаться живым.