Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования

Содержание занятия

Тема: Основные категории психологии. Методы психологического познания. Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности. Требования, предъявляемые к методам психологического исследования. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

Цель: дать понятие об основных категориях и методах психологии

Задачи:

1. познакомить с основными категориями психологии, с методами психологического исследования, классификацией методов по Б.Г. Ананьеву

2. воспитывать, интерес к психологии.

3. развивать потребность к профессиональному саморазвитию

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.,1977

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.-152

3. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2003.-464 с.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 367 с

5. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология: Практикум. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

 

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала. Запись лекции.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ (ОСНОВНЫЕ)
Принцип детерминизма Специфика детерминант психического развития ребенка: А. ОСОБАЯ РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Воспитание — процесс многоплановый и многофакторный Научное объяснение опирается на взаимосвязанный харак­тер детерминации. Б. СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА РЕБЕНКА, ЕГО НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ Каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельнос­ти имеет свои особенности. В. ВЛИЯНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ЭТАПОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПОСЛЕДУЮЩИЕ
Принцип единства психики и деятельности ИЗУЧАТЬ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ А. Учитывать связь психического развития ребенка с его веду­щей деятельностью. Б. Фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: в ведущей деятельности, в зарождающейся деятельности, в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей
Принцип объективности 1. Равенство экспериментальных и контрольных групп. Учитывать социально-экономические, исторические, этни­ческие различия при сравнении детей: по уровню психического развития, по содержательной характеристике деятельности, по обучаемости и т.д. 2. Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутству­ющие явления). 3. Количество собранного материала должно быть достаточ­ным для статистической и качественной обработки. (Обра­тить внимание на противоречивые факты!)
Принцип развития ИЗУЧАТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРЕХ КООРДИНАТ: 1) онтогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие кон­кретного раздражителя); 2) онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка); 3) историогенеза (учет акселерации и др.). Учитывать: а) психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; б) тенденции развития на последующих возрастных ступенях. Таким образом, изучать те особенности психики: которые четко определились; в которых намечается развитие

Методы психологического исследования должны быть объективными, должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью понимается качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Под надежностью понимается возможность получения одних и тех же результатов при многократном использовании данного метода.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

I группа — организационные ме­тоды. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода вре­мени); комплексный метод (в иссле­довании участвуют представители раз­ных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, напри­мер, между физиологическим, психоло­гическим и социальным развитием личности).

II группа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы

IIIгруппа — методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа — интерпретационные методы,включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

 

 

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение - внешне самый простой метод, но на самом «деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности,психических проявлений, которые еще не нашли описания в науке.

Особенностью научного наблюдения в отличие житейского является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, определенные особенности поведения и деятельности) планомерность (проведение в соответствии с определенным планом) и систематичность. Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого.

Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией. Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Например, есть данные о том, чтонеобъективность наблюдателя возрастает, когда мужчины-исследователи судят о поведении женщин и наоборот.

Значительные проблемы связаны и с полнотой наблюдаемого. Так, в одном из экспериментов двое наблюдателей собирали данные о поведении испытуемых в ходе выполнения действий с кубиками. Наблюдателям был дан перечень возможных действий с кубиками, которые надо было отметить в ходе наблюдения (поменять кубики, бросить кубик, поставить их один на другой т.п.). В итоге выяснилось, что протоколы наблюдателей существенно отличались друг от друга. Один из наблюдателей почти не обращал внимания на словесные реакции испытуемых, а отмечал только их двигательные реакции. Таким образом, этот наблюдатель не смог обеспечить полноту наблюдений.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, наблюдение - эффективный метод психологического исследования. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальном поведении, в реальной жизни.

Научное наблюдение может осуществляться в виде дневниковых записей.

 

Эксперимент

Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1889-1960) выделял следующие качества эксперимента, обусловливающие его значение для получения научных фактов:

1) В эксперименте исследователь. сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случай доставит ему возможность его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, каким ему их представляет случай.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение этих отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс.

Различаются три основных вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий. Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий.

Приведем в качестве примера классический эксперимент по изучению влияния на суждение одного человек; мнения других людей. Проведен этот эксперимент американским психологом М. Шерифом. Проводился опыт в темной лаборатории, была лишь одна светящаяся, мерцающая точка. Испытуемым предлагалось определить, в каком направлении движется точка и на каком расстоянии от них она находится. На самом деле точка была неподвижна, однако в полной темноте она казалась движущейся, и видели каждый раз в новом месте. Пока испытуемые выполняли задание по одному, их ответы были различными. Но когда они объединялись в группу, ответы становились очень похожими. Этот эксперимент демонстрирует, во-первых, как человек осознает явления окружающего мира, и во-вторых, как на это осознание влияют особенности восприятия объекта (неподвижная мерцающая точка света в полной темноте кажется движущейся) и мнения других людей.

Естественный эксперимент, предложенный психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917), предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Например, для выяснения того, какие факторы способствуют снижению страха перед экзаменами, американский психолог И. Сарасон провел несколько серий опытов непосредственно перед экзаменами; Испытуемых разделили на три группы, в каждой были студенты, боящиеся экзаменов, и относящиеся к ним спокойно. В первой группе экспериментатор признавался, что сам боится экзаменов, описывал свои переживания, мешающие ему сосредоточиться на ответе. Во второй - oн прибавлял к этому, что умеет преодолевать свой страх, предлагал некоторые конкретные способы и приемы. Наконец, в третьей - говорил, что никогда не боялся экзаменов. Критерием являлась успешность испытуемых на экзамене. Выяснилось, что студенты, которые боялись экзаменов, хуже всего выполняли задания в первом случае когда экспериментатор лишь сообщал им, что тоже боится экзаменов. Наилучших результатов они достигали тогда, когда им предлагались способы преодоления страха. В этом случае они даже опередили студентов, не испытывавших никакого беспокойства по поводу экзаменов.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека.

Формирующий эксперимент выявляет закономерности, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

 

Социометрия

 

Анализ продуктов деятельности