Информационные системы (ИС)

Одновременно с широким использованием новых информационных технологий появилось понятие "информационная система" (ИС).

Система информационная - Information System-(Система информационная автоматизированная - Computer-based Information System) - комплекс вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения, лингвистических средств и информационных ресурсов, который обеспечивает их сбор, хранение, актуализацию, распространение и обработку в целях поддержки какого-либо вида деятельности.

Следовательно, под системой понимают набор взаимосвязанных компонентов, функционирующих совместно для достижения определённой цели. Для описания системы используют такие понятия, как:

· структура (множество элементов и взаимосвязей между ними);

· входы и выходы (материальные, финансовые и информационные потоки, входящие в систему и выводимые ею);

· законы поведения (функции, связывающие входы и выходы системы);

· цели и ограничения (процессы функционирования системы, описываемые рядом переменных; на отдельные переменные обычно накладываются ограничения).

К настоящему моменту обработка экономической информации выделилась в отдельное самостоятельное научно-техническое направление, характеризующееся огромным разнообразием идей и методов. При этом отдельные элементы процесса обработки информации достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система".

Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо реального экономического объекта.

Основная роль экономической информационной системы заключается в организации хранения и передачи информации. Следовательно, реализация функций информационной системы невозможна без ориентированной на неё информационной технологии.

Экономическая информационная система имеет в своей основе два компонента: систему и информацию.

Система может быть определена как комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое.

Информация может быть определена как различного рода новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.

Под управлением понимают изменение состояния системы, веду¬щее к достижению поставленной цели.

Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой и внутренними условиями.

С позиций кибернетики такой процесс трактуется, как направ¬ленное воздействие на элементы системы для достижения цели, и может быть представлен в виде информационного процесса, связы¬вающего внешнюю среду, объект и аппарат управления.

Информационный обмен, который лежит в основе процесса управления системой, заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

· сбора информации о текущем состоянии управляемого объекта;

· анализа полученной информации и сравнения текущего со¬стояния объекта с желаемым;

· выработки управляющего воздействия с целью перевода управ¬ляемого объекта в желаемое состояние;

· передачи управляющего воздействия объекту.

На рис.1 представлен пример системы управления экономи¬ческим объектом.


Рис. 1. Структура системы управления экономическим объектом

Как видно из рисунка, управление основано на получении, переработке и использовании информации, которая циркулирует в каналах связи системы управления.

Информация о внешней среде — нормативно-законодательная информация, создаваемая государственными учреждениями, информация о конъюнктуре рынка, создаваемая конкурентами, поставщиками, потребителями.

Потоки управляющей информации, направляемой от субъекта к объекту управления, и учётно-отчётной информации о достигнутых показателях в обратном направлении, представляют собой информационные связи между субъектом и объектом управления.

Эффективность управления достигается с помощью обратной связи — получе¬ния информации о текущем состоянии управляемого объекта. На основе анализа потоков информации принимаются соответствующие управленческие решения.

Исходящая информация предназначена для других объектов эко¬номики, вышестоящих организаций: отчётная финансовая информация — для государственных органов, инвесторов, кредиторов и т.д.; маркетинговая информация — для потенциальных потребителей.

К базовым элементам, на которых строится система управления организации (рис.2), можно отнести:

· цели и стратегии;

· бизнес - процессы;

· организационную структуру (структура управления);

· способы взаимодействия (потоки и коммуникации);

· регламенты и мотивацию (сотрудники).

Задача развития системы управления, повышения её эффективности и всего бизнеса в целом заключается в поддержке каждого её элемента в требуемом состоянии.

Взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели составляет информационную систему (ИС).

С развитием компьютерных технологий менялся смысл, вкладываемый в понятие информационной системы. Современная информационная система — это набор информационных технологий, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающего три основных процесса: обработку данных, управление информацией и управление знания¬ми. В условиях резкого увеличения объёмов информации переход к работе со знаниями на основе искусственного интеллекта является альтернативой информационного общества.

С позиций управления информационная система (ИС) — это организационно-упорядоченная, взаимосвязанная совокупность средств и методов ИТ, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Рис. 2. Базовые элементы системы управления организацией

Внедрение информационных систем повышает эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия за счёт не только обработки и хранения информации, автоматизации рутинных работ, но и принципиально новых методов управления.

Последние основаны на моделировании действий специалистов при принятии решений (методы искусственного интеллекта, экспертные системы и т. п.), использовании современных средств телекоммуникации (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных сетей.

Основные способы построения ИС:

· разработка системы "под себя";

· использование прототипов - вместо полной системы создаётся прототип, отвечающий основным потребностям пользователей:

o определение основных запросов;

o создание рабочего прототипа;

o использование рабочего прототипа;

o пересмотр и улучшение прототипа;

o работа с окончательной версией прототипа;

· использование готовых решений - рекомендуется в максимальной степени использовать стандартные технологии и автоматизации бизнеса;

· использование услуг сторонней организации для передачи функций управления ИС - организация использует специализированную фирму, которая выполняет управляющие функции по функционированию и развитию ИС компании.

Плюсы:

· гарантийное качество обслуживания;

· экономия денежных средств;

· человеческие ресурсы.

Минусы:

· не дёшево;

· утечка информации;

· зависимость;

· потеря контроля за ИТ.

По сфере применения информационные системы классифицируют¬ся следующим образом:

· ИС для научных исследований;

· ИС автоматизированного проектирования;

· ИС организационного управления.

Научные ИС используются для автоматизации научной деятельнос¬ти, анализа статистической информации, управления экспериментом. ИС автоматизированного проектирования применяют для:

· разработки новых изделий и технологий их производства;

· различных инженерных расчётов;

· создания графической документации (чертежей, схем, графиков и т. д.);

· моделирования проектируемых объектов.

ИС организационного управления предназначены для автоматиза¬ции функций административного аппарата. К ним относятся ИС управле¬ния как промышленными предприятиями, так и непромышленными объ¬ектами (банками, биржами, страховыми компаниями, гостиницами и т. д.) и отдельными офисами (офисные системы).

ИС управления технологическими процессами создают для автома¬тизации различных технологических процессов.