Лекция Тема: Возрастная периодизация и движущая сила развития.
Оглавление
Р.Заззо. 2
Блонский П.П. 3
З.Фрейд. 3
Ж.Пиаже. 3
Э.Эриксон. 5
Л.С.Выготский. 6
личностные новообразования возрастных периодов: 7
Движущие силы психического развития. 8
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. 10
Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка, - содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступенек происходит нарушение, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды все внимание взрослых будет нацелено на коррекцию этого развития, что будет тяжело как для ребенка, так и для взрослых. Поэтому необходимо создавать условия для своевременного и благоприятного духовного, психического развития ребенка. Причем такой подход экономически и нравственно оправданы. Следовательно, НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ВОЗРАСТА.
Образовательные учреждения, система образования охватывают дошкольное детство (3-6/7 лет) и школьное детство: младший школьный возраст (6-9 лет), подростковый (10-14) и старший школьный или ранний юношеский (15-17 лет). В этом заложен определенный смысл, т.к. системы обучения и воспитания отражают опыт и знания детей, отработанные многими поколениями.
Вообще проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни человека происходят независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом.
Любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры. Возрастные границы периодов непостоянны, в большой мере зависят от уровня культурного, экономического, социального развития общества. Чем выше этот уровень, тем более разносторонне ориентированными, более творчески развитыми должны быть люди, ступающие в трудовую Д, а это требует более длительной подготовки и увеличивает возрастные границы детства – юности, тем дольше сохраняется период зрелости личности, отодвигая старость к более поздним годам жизни.
Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В основе их лежат различные теоретические позиции авторов. Л.С.Выготский делил все попытки периодизации детства на три группы:
по внешнему критерию,
по какому-либо одному признаку детского развития,
по системе существенных особенностей самого развития.
Возрастная периодизация строится авторами в зависимости от идеологии. Бюллер, Выготский -новообразование возникает на основе кризиса - качественная перестройка функций и отношений. Леонтьев основным критерием развития выделяет ведущую деятельность. Эльконин -ведущую деятельность + новообразование. Эриксон - упор делает на социальное развитие, акцентирует внимание на «Я», а Фрейд - на «ОНО».
Французский психолог
Р.Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей: 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15, 15-18. Он считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а психологическое объяснение уже существующих. Л.С.Выготский признавал правомерность такой периодизации, обращал внимание на «+» момент таких периодизаций (выявление важности смены социальных позиций ребенка). Такие периодизации существуют во всех странах, они представляют собой «общественно-детерминированные последовательные звенья процесса воспитания и являются научно правомерными исходными пунктами для подразделения психического развития на этапы» (Д.Б.Эльконин)
В нашей стране на основе данных современной отечественной возрастной психологии практикой образования приняты следующие основные периоды развития детства:
Новорожденный – до 10 дней
Младенческий возраст – до 1 года
Ранний детский возраст – от 1 года до 3 лет
Преддошкольный – 3 – 5 лет
Дошкольный – 5 – до 6 (7) лет
Младший школьный возраст – 6 (7) лет до 10 лет
Подростковый – от 10 лет до 14 (15) лет
Ранняя юность – от 14 (15) лет до 16 (17)лет.
Вторая группа периодизации строится по принципу вычленения какого-либо одного признака детского развития как критерия для разделения его на отдельны периоды (Выготский).
Пример периодизации такого типа являет собой схема П.П.Блонского, построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов)
Блонский П.П. взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка и выделил:
беззубое,
молочнозубое
период смены зубов,
стадии прорезывания премоляров и клыков, и
постояннозубое детство.
При этом он считал основными характеристиками возраста вес ребенка, его конституцию, среду и поведение.
З.Фрейд считает «системообразующим» фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных зон. Это такие этапы:
1 – оральная фаза (1 год жизни)
2 – анальная фаза (2 и 3 годы жизни)
3 – фаллическая фаза (3-6 год жизни)
4 – латентный период
5 – генитальная фаза (с начала пубертата).
1. оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание;
2. анальная фаза (2— 3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления;
3. фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий;
4. латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются, и специфические формы поведения отсутствуют;
5. генитальная фаза (фаза половой зрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.
Эти фазы соответствуют бесполому, нейтральному, двуполому и половому детству. З.Фрейд считал, что тип личности определяется тем, на какой стадии приостанавливается, «фиксируется» развитие человека.
Ж.Пиаже предложил периодизацию детского развития на основе теории когнитивного (интеллектуального) развития. Ж.Пиаже считает, что усвоение знания, усложнение и развитие мышления – следствие усложняющегося взаимодействия ребенка с миром. По его мнению, человек в течение всей жизни остается активным, любознательным, изобретательным.
Пиаже выделил 4 стадии когнитивного развития:
сенсомоторная стадия (0-18 мес.),
дооперациональная (18 мес. – 7 лет),
стадия конкретных операций (7-12 лет),
стадия формальных операций (после 12 лет).
Стадии сменяют друг друга в строго указанном порядке. Каждый нормальный ребенок должен пройти все стадии. Пиаже уделил основное внимание на процессы интеллектуального развития, оставив в стороне вопросы личностного развития.
По аналогии со стадиями, выделенными Ж.Пиаже, в основе периодизации Л.Колберга лежит становление морали.
С этих позиций в периодизации выделяются
доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения),
уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и
уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).
Вариантов периодизации второй группы множество. Все они названы Л.С.Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.
В третью группу Л.С.Выготский включил периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого психического развития. К этой группе можно отнести периодизацию Э.Эриксона, важным достоинством которой является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов.
Периодизация Э.Эриксона (основана на выделении существенных особенностей самого развития). По полноте и систематичности описания возрастных периодов превосходит многие, написаны до него. Охватывает весь жизненный путь личности. Развитие, по мнению Эриксона, складывается из трех взаимосвязанных, автономных процессов: соматического развития, развития сознательного «Я», социального развития.
Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя 8 стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития.
Эриксон считает, что на каждой новой стадии возникают новые явления и свойства, которых не было на предыдущих стадиях. Эти психологические новообразования становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих преобразований определяются условиями общения ребенка и взрослого с социальным окружением и с готовностью ребенка к тому или иному типу общения. Однако это общение опирается на индивидуальные внутренние предпосылки или, как пишет Эриксон, потенциальности, которые подчиняются внутренним законам развития. Именно эти внутренние предпосылки (потенциальности) и определяют избирательное воздействие на индивида его социального окружения. Э.Эриксон придавал большое значение воспитанию, считая его неотъемлемой, интегральной частью общественной системы, через посредство которой ценности и нормы общества передаются новому поколению.
Э.Эриксон выделил 8 фаз развития:
первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;
вторая фаза (раннее детство: 2—3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением;
третья фаза (дошкольный возраст: 4—5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины;
четвертая фаза (школьный возраст: с 6-ти до 11—12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;
пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
шестая фаза (молодость: 20—30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;
седьмая фаза (зрелость: 30—40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;
восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.
В отечественной психологии впервые научную возрастную периодизацию детства на основе анализа существенных особенностей самого детского развития создал Л.С.Выготский. Его ученики и последователи развили основные идеи (А.Е.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, В.И.Слободчиков и др.)
Разрабатывая периодизацию возрастного развития, Л.С.Выготский опирался на понимание конкретно-исторической природы детства вообще и его отдельных периодов в частности. Он считал, что в любом обществе продолжительность детства, его периодизация и тем более его содержание в каждом возрастном периоде определяются требованиями к детству, т.е. конкретно-исторической ситуацией развития ребенка.
К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Выготский называл «социальной ситуацией развития в данном возрасте». Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. При этом возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.
Опираясь на идею Выготского о сензитивных периодах в развитии личности, многие психологи указывают на необходимость полного выявления и развития психических характеристик каждого возрастного периода. Так, Н.С.Лейтис подчеркивает, что возникающие в годы детства повышенные возможности развития в тех или иных направлениях временны, преходящи (возрастные предпосылки могут в той или иной мере вытеснить друг друга, ослабевать, сходить на нет). Поэтому при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение.
Познакомимся с периодизацией детского развития, разработанной Л.С.Выготским.
Возраст | Период | Примечание |
0 – 2 мес. | Кризис новорожденности | Каждый период включает в себя три фа- зы: предкритическую, критическую и посткри- тическую (кроме периода новорожденности, который сразу начинается с кризиса). |
2 мес. – 1 год | Младенчество | |
1 год | Кризис 1 года | |
1 – 3 года | Раннее детство | |
3 года | Кризис 3 лет | |
3 – 7 лет | Дошкольный возраст | |
7 лет | Кризис 7 лет | |
8 – 12 лет | Школьный возраст | |
13 лет | Кризис 13 лет | |
14 – 17 лет | Пубертатный возраст | |
17 лет | Кризис 17 лет |
Здесь ярко видна динамика детского развития: более короткие критические периоды сменяются более продолжительными периодами, которые называются литическими или стабильными (спокойными). В стабильные периоды происходит постепенное развитие психики и личностных качеств ребенка, постепенное накопление им ЗУН. Под влиянием чего происходит это развитие? Прежде всего, под влиянием той Д., которая является ведущей для определенного возрастного периода и в которую активно включается ребенок. Но Л.И.Божович отмечала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которые ребенок вступает на разных этапах своего развития.
Именно сотрудничество ребенка со взрослыми определяет его место в системе человеческих отношений. В результате активного включения в ведущую деятельность и общение ребенка развиваются более высокие возможности в установлении взаимоотношений с окружающим миром, возникают новые потребности, которые ведут к формированию личностных новообразований.
Под возрастным новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее Д., те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Наиболее существенные
личностные новообразования возрастных периодов:
Младенчество – образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении. Это – предтеча (предшественник) личности, сознания;
Раннее детство – появление «Я» («Я сам») – системного новообразования конца, раннего детства, зарождение самосознания;
Дошкольник – важнейшее новообразование – соподчинение мотивов и не менее важное – способность воображения как основы творческого отношения к Д., жизни, самому себе;
Младший школьный возраст – произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности; контроль и самоконтроль;
Подростковый возраст – сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;
Ранняя юность или старший школьный возраст, - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению, включающему:
· А) сформированность на высоком уровне психологических структур самосознания школьников;
· Б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
· В) предпосылки индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, потребностей, способностей.
Л.С. Выготский отмечал, что каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, возникающих к концу этапа, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций развития. Эти тенденции могут вступать в противоречие с наличными условиями жизни ребенка. Кризисы возрастного развития являются результатом неудовлетворенности потребностей (депривации) ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным личностным новообразованием.
Согласно теории критических периодов детского развития (Л.С.Выготский), каждый переходный или критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой – изменение его «внутренней позиции». Все переходные периоды имеют сходную симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям. В переходах от одного периода к другому выделяются своеобразные «кризисы» развития, содержание которых существенно отличается от особенностей развития в стабильные периоды.
Переходные периоды – очень ответственные этапы возрастного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую ступень.
Наиболее ярко и содержательно своеобразные особенности этих периодов описаны П.П.Блонским и Л.С.Выготским. Причем, П.П.Блонский акцентировал внимание именно на резкости происходящих перемен. Л.С.Выготский подчеркивал, что переходный период – это возраст, характеризующийся отмирание старого, когда ребенок теряет многое из приобретенного ранее. Сопутствующее развитию созидательное начало в переходные периоды дополняется ломкой лишь настолько, насколько это вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности. Негативное содержание развития в рассматриваемые периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого переходного возраста.
Практическая значимость изучения переходных периодов определяется широко известным в пед. практике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах. «В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение пед. системы не поспевает за быстрыми изменениями его личности», - писал Л.С.Выготский. Понимание сущности и знание содержательной характеристики переходных периодов помогает создавать предпосылки для правильного учета возрастных психологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса на разных его этапах.
Движущие силы психического развития.
Каждый возрастной период имеет особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада, личности в целом. Что же является движущими силами психического развития ребенка, позволяющими ему переходить на следующую ступеньку возрастного развития?
1. Противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, приводит к возникновению новых потребностей. Появляется новый мотив Д., в соответствии с этим деятельность перестраивается, совершается переход к новой стадии развития психической жизни ребенка Н-р: ребенок в раннем детстве знает несколько слов, он произносит их по-своему, его понимают только близкие. Но ребенок растет, расширяется круг общения, появляется потребность, чтобы его понимали и другие. Возникает противоречие между желанием ребенка что-то сказать и неумением это сделать. Противоречие разрешается через развитие речи ребенка. Противоречие всегда разрешается формированием более высокого уровня психического развития. Удовлетворенная потребность рождает новую, неудовлетворенная тормозит развитие, не порождает новых потребностей, не мотивирует более сложную Д.
2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. На каждом возрастном периоде обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям – сензитивность возраста. Нормальное развитие ребенка требует от взрослого понимания того сензитивного периода, в котором находится ребенок: преждевременное или запаздывающее отношение к этому периоду обучение оказывается неэффективным.
3. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослыми, создающими ему зону ближайшего развития. Взрослый – промежуточное звено между ребенком и обществом. Он: а) удовлетворяет физиологические потребности ребенка; б) выступает образцом эмоциональных отношений; в) образцом действия с общественными предметами; г) носителем знаний, культуры, социальных норм; д) образцом профессионального мастерства. Деятельность ребенка со взрослым способствует образованию нового мотива, порождает новую Д.
4. Суть движущих сил психического развития и становления четко представлена в возрастной периодизации Д,Б.Эльконина. В основе пе6риодизации закономерная смена двух типов ведущих деятельностей. Первый тип – это Д., в системе «ребенок – общественный взрослый» (освоение задач, мотивов, норм отношений между людьми). Второй тип – это Д, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Это Д. в системе «ребенок – общественный предмет». Эти типы Д сменяют др. др.
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
Эпоха | Возрастной период | Тип ведущей деятельности |
Раннее детство | 0 – 1 | Непосредственно-эмоциональное общение |
Раннее детство | 1 – 3 | Предметно-манипулятивная Д |
Детство | 3 – 7 | Общение (ролевая игра) |
Детство | 7 – 10 | Учебная деятельность |
Отрочество (подростничество) | 10 – 14 | Общение интимно-личностное |
Отрочество | 14 – 17 | Учебно-профессиональная Д. |
В таблице представлены три эпохи. Каждая из них состоит из двух периодов, в основе которого лежит тот или иной тип ведущей Д. Эти периоды закономерно связаны и подготавливают др. др. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа Д., ведущего отношения ребенка к действительности.
Движущей силой развития и показателей его нормального протекания является психическое здоровье ребенка. В основе психического здоровья – развитие высших психических функций.