СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ. ТЕОРИЯ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ.

ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ.

В зависимости от того, что необходимо стимулировать – саму деятельность или ее результат, стимулирование выступает в двух формах: текущего поощрения \наказания \ или вознаграждения \наказания \ по итогам.

Текущее поощрение\наказание \ предназначено для стабилизации или корректировки в необходимую сторону продолжающейся работы, и таким образом относится к тому поведению, которое уже есть, поэтому при отсутствии какой бы то ни было деятельности, прекращается.

Менеджмент советует – величина такого вознаграждения должна быть минимальной, но достаточной. Достаточной, чтобы постоянно поддерживать заинтересованность в продолжении нужной деятельности; минимальной, чтобы не истощать ресурсы организации.

Нужно иметь в виду: важна не столько величина, сколько форма, способ, режим вознаграждения. Так, оно может быть регулярным, эпизодическим \неожиданным \, вариабельным \комбинация того и другого \, «авансам». Однако всегда должно быть своевременным и конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано, и как ему быть дальше.

Итоговое вознаграждение \наказание \ связывается с достигнутым результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад в него, быть справедливым, создавать у человека стремление в будущем работать еще лучше.

Формы вознаграждения, используемые в качестве рычагов стимулирования, могут быть в зависимости от конкретной ситуации и его целей пропорциональными и непропорциональными достигнутым результатам. В последнем случае применяются так называемые акцентирующие и нивелирующие формы. При акцентировании они растут быстрее результата, а при нивелировании – медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.

Так, в рамках системы отрицательного стимулирования нивелируются передовики, а акцентируются отстающие, что дает возможность подтянуть их до необходимого уровня. При положительном стимулировании происходит наоборот – акцентируются передовики, что позволяет вывести организацию на наивысшие стандарты деятельности.

 

Мотивация имеет определенный механизм, к структуре и функционированию которого существуют два основных подхода, каждый из которых объединяет несколько концепций. ПЕРВЫЙ – содержательные теории мотивации, основывается на определении тех внутренних побуждений \называемых потребностями \, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи нами будут рассмотрены теории Абрахама Маслоу, Девида МакКлелланда, Клейтона Альдерфера, Фредерика Герцберга.

ВТОРОЙ –процессуальные теории мотивации, основывается на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. То есть, как принимают решения об определенном образе действий, направленном на достижение целей. В чем заключается этот процесс, и как оцениваются издержки и вознаграждения альтернативных вариантов? Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, это теория ожидания В.Врума, справедливости Дж.Адамса и модель мотивации Портера-Лоулера.

Поскольку сущность менеджмента состоит в выполнении задания с помощью других людей, знание теории мотивации необходимо менеджерам для оказания влияния на поведение других людей. В настоящее время известно множество теорий мотивации индивидов в организациях. Однако универсальной теории мотивации не существует, их использование должно носить ситуационный характер.