КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ИЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ШКОЛА. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ.
Годы существования - с 50-х годов по н/в. Появление этой школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении, Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Применение же компьютеров позволило исследователям управленческих операций конструировать математические модели возрастающей сложности, наиболее приближающиеся к реальности.
В развитии школ упражнения четко прослеживаются четыре основных подхода к рассмотрению процесса управления в целом: рационалистический, процессный, системный и ситуационный.
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ рассматривает управление как совокупность различных, самостоятельных элементов организации, каждый из которых можно усовершенствовать. Его основателем считают Ф.Тейлора.
ПРОЦЕССНЫЙ - рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функции. Его основателем считается А.Файоль выделивший 5 основных функций - планирование, организация, координация, мотивация и контроль. В настоящее время в связи с усложнением процесса управления и развитием управленческого разделения труда, выделяют до 9 функций, дополняя названные функциями - целеполагание, принятие решений, учет деятельности и анализ деятельности.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД развивается на базе количественной школы. В соответствии с ним элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, не просто функционально вытекают друг из друга, на чем акцентировал процессный подход, а образуют систему. Каждый элемент которой имеет свои законы и задачи развития, свои формы, но включаясь в систему приобретает новое качество, обусловленное действием других элементов к всей системы в целом. Поэтому изменения одного из элементов неизбежно обусловливает изменение в остальных, а в конечном итоге,- во всей организации. Это требует комплексного решения любых управленческих проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных, внутренних и внешних. При этом во главу угла ставятся цели организации. Лишь после их выработки можно определить функции, систему и методы процесса управления. Это в корне противоречит логике процессного подхода, в котором во главу ставились функции и процесс. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на управление, она только указывает на их взаимосвязь и взаимозависимость. Некоторые считают "системность" образом мышления необходимом современным менеджерам, но, к сожалению люди ее приобретают лишь к 40-45 годам, поэтому на высшие посты не целесообразно назначать молодых людей.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД. Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое обилие переменных, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого "лучшего" способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который ей более всего соответствует.
9..СТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА.
Менеджмент представляет собой обособившеюся часть экономического управления - управление коммерческим предприятием. Поскольку, предприятий /фирм/ в условиях рынка существует множество, существует множество и видов менеджмента. Кроме того, как и любое управление, менеджмент имеет свои объекты и субъекты управления, многообразие которых в свою очередь усложняет его структуру. Менеджмент можно классифицировать по следующим признакам:
I.Пo объектам управления: управление производством, организацией, персоналом, трудом, маркетингом, финансами, инновациями и пр.
2.По субъектам управления: менеджмент высшего, среднего и низшего звена.
З.По формам собственности: менеджмент государственных, частных, совместных и т.д. предприятий.
4.По сферам деятельности: торговый, промышленный, банковский и т.д.
5.По размерам бизнеса: малых, средних и крупных предприятии.
б.По характеру согласования уровней управления:
Классический /административный/ концепция «работать более напряженно», отношения начальник - подчиненный.
Демократический - концепция "работать более умели", отношения сотрудничества фирма, одна семья.
7.По национальным особенностям - американский, европейский, японский и т.д.
Например, сущность японского – “если вы хотите получить результат, создайте условия, при которых он будет непременно получен" - организацию подстраивают под человека.
Американский - если хотите получить результат - подберите нужного человека. Человека подстраивают под организацию.
Каждый из видов менеджмента имеет свои особенности, некоторые образовали даже отдельные направления в науке менеджмента, но общие основы у них одинаковы, именно они и изучаются в курсе "Основы современного менеджмента."