ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК ИЛИ БИХЕВИОРИСТИЧЕСКАЯ.

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

По мере усложнения задач управления фирмами, насыщения рынков, усиления конкурентного соперничества возрастали требования к качеству изделий, усложнялись технологии производства, ускорялось обновление продукции. Это потребовало изменения роли работника в производстве и управлении. Возникла потребность использования творческого потенциала работника. Сама жизнь потребовала формирования новой управленческой парадигмы - подхода ориентированного на человека. Стали обязательными такие методы управленческого воздействия, которые обеспечивали бы использование способностей работников и позволили бы привести в действие те их интересы, которые лишь частично или косвенно могут удовлетворяться с помощью денег. Так возникла ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. /1930-1950 г. в США, Японии/. Основным ее объектом стал коллектив, предметом - социально-психологические факторы, как основа повышения эффективности производства.

Основоположниками этой школы считаются Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо. Основываясь на своих экспериментах, они доказали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности их возрастает, что ведет к увеличению производительности. Следовательно, важнейшие обязанности менеджера, по их мнению, состоят в формировании сплоченного коллектива, помощи ему в повседневных делах, в том числе и личного характера.

В результате управление пополнилось социальными и психологическими методами. И все же, школа человеческих отношений переносила основной акцент на коллектив, который представлялся ею, относительно безликой массой, а этого в условиях дальнейшего усложнения и индивидуализации производственной деятельности было недостаточно.

 

Со второй половины 30-х годов в дополнение к принципам школы человеческих отношений начали формироваться поведенческие концепции, направленные на поиск и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, чтобы поставить их на службу организации. Так в качестве реакции на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний прочно утвердилось другое направление -поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, антропологии для углубления понимания реальной сути управления. Возникла ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК или БИХЕВИОРИСТИЧЕСКАЯ /1940 - по н/в /. Виднейшими представителями этой школы были А.Маслоу /" Иерархическая теория потребностей" /, Д.Мак-Грегор /Теория X и У/, Р. Блейк /создатель управленческой решетки/ и др. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, стремясь оказать помощь не в налаживании межличностных отношений, а в осознании работником своих собственных возможностей. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поведенческий подход стал на столько популярен, что почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал "единственный наилучший путь" решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако, как показал опыт, такие приемы как изменение содержания работы и участие работников в управлении оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.