Аналитико-синтетическая деятельность мозга

 

Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) — процесс расчленения целого на части; включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организ­ма со средой.

Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, со­ставление) — включенный в акты взаимодействия организ­ма со средой процесс практического или мысленного воссо­единения целого из частей или соединения различных эле­ментов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познаниния. ++728+, ++414+

На примере ощущения и восприятия человеком частей предмета и всего предмета в целом еще И.М.Сеченов доказывал единство аналитических и синтетических механизмов этой дея­тельности. Ребенок, например, видит на картине изображение человека, всю его фигуру и одновременно замечает, что человек состоит из головы, шеи, рук и т. д. Это достигается благодаря его способности «... ощущать каждую точку видимого предмета от­дельно от других и вместе с тем все разом». –97-

 

 

Восприятие предмета достигается в результате переработки информации на различных уровнях анализатора, но окончатель­ный этап этой переработки совершается на уровне коры. –97-

Первый уровень аналитико-синтетической деятельности начинается уже в рецепторах каждого из анализаторов, специализировавшихся в процессе эволюции выделять определенный вид раздражений (специфичность[Б9] ).

Каждый рецепторный аппарат представляет собой саморегулирующуюся систему, основанную на взаимодействии его возбудительных и тормозных состояний. На­ряду с возбуждением одной рецепторной единицы развивается торможение других рецепторных единиц (латеральное торможе­ние).

Второй уровень анализа и синтеза совершается в подкорковых структурах, в которых одна часть нервных импульсов направ­ляется в кору, а другая — в ретикулярные ядра, где подвергается интеграции и затем по восходящим путям идет в виде генерализованного потока к коре, поддерживая ее тонус. Наличие анализа и синтеза раздражении в подкорковых образованиях головного мозга наглядно видно у собаки с удаленной корой больших полушарий по проявлению ориентировочного рефлекса на звуко­вой[Б10] раздражитель. Отсюда следует, что в подкорке существует анализ звукового[Б11] сигнала и синтезирование выделенного звука с ответом на него в виде ориентировочного рефлекса.

Третий уровень анализа и синтеза осуществляется в коре го­ловного мозга. В кору поступают сигналы различной сложности, подвергшиеся и не подвергшиеся интеграции в подкорковых обра­зованиях.

Кора, согласно И. П. Павлову, «... глубоко и широко анализирует внешнюю среду, т.е. то выделяет, то сливает отдель­ные её элементы, чтобы сделать эти элементы и комбинации их бесчисленными сигналами основных необходимых условий внеш­ней среды, на которые устремлена, установлена деятельность подкорковых узлов».