ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В КАРТИНКАХ

Посмотри, правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, и скажи, как ты понимаешь их смысл?

Стилистические функции синонимов разнообразны. Общность значения синонимов позволяет употреблять одно слово вместо другого, что разнообразит речь, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.

Функция замещения – одна из основных функций синонимов. Писатели уделяют большое внимание тому, чтобы избежать надоедливого повторения слов. Вот, например, как Н.Гоголь использует группу синонимических выражений со значением «разговаривать, беседовать»: «Приезжий [Чичиков] во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили о хороших собаках, и здесь он сообщалочень дельные замечания, трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, – он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине он знал прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто был чиновником и надсмотрщиком».

М.Горький осуждал переводчиков, не умеющих пользоваться синонимами. Писатель К.Чуковский вспоминает: «Взяв у меня чьи-то переводы рассказов
английского писателя Джекобса, он [Горький] тщательно выправил эти переводы и прислал мне такую записку: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени, что дает читателю право упрекнуть переводчика в небрежности или безграмотности. Кроме говорить, можно употреблять формы сказал, заметил, отозвался, откликнулся, повторил, воскликнул, заявил, дополнил» (К.Чуковский. Из воспоминаний. М.: Сов. писатель, 1959. С. 220).

Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают также уточнить, более четко и ярко передать мысль. Например, в рассказе И.Тургенева «Живые мощи» читаем: «– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? – А что делать будешь? Лгать не хочу – сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...». Лукерья сначала употребляет слово привыкла, но оно не выражает полностью ее состояния. К таким страшным страданиям, которые она терпит, привыкнуть нельзя – можно именно обтерпеться, и она добавляет это выразительное народное слово.

В той же функции уточнения выступают синонимы в следующих предложениях: «Что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви?» (И.Бунин); «Много раз в жизни не оправдывались, не сбывались ее [Аксиньи] надежды и чаяния» (М.Шолохов).

В речевой практике широкое применение находит прием нагнетания синонимов с нарастанием экспрессивности. Этот прием придает речи напряженный, в известной мере патетический тон: «Николка припал к холодному дереву кобуры, трогал пальцами хищный маузеров нос и чуть не заплакал от волнения. Захотелось драться сейчас же, сию минуту, там, за Постом, на степных полях» (М.Булгаков).

Вот как с помощью синонимов передается драматизм первых лет Великой Отечественной войны:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

(Д.Самойлов)

Или ширь и простор Родины:

На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернела роща кедров.

(А.Ахматова)

Особой экспрессивностью отличаются стилистические синонимы: рот – уста (устар.), лицо – рожа (прост.), актер – лицедей (устар.), жилище – жилье (разг.) и т.д.
В романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» читаем:

«– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.
– Ну, царство небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или Богу душу отдают – это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле – значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает...
– То есть как это считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышал, дуба дал».

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил: – Ну а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут? – Я – человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут» (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев. М.: Художественная литература, 1975. С. 18).

Синонимы могут также выполнять функцию противопоставления. Александр Блок в объяснительной записке к постановке «Роза и крест» писал о Гаэтане: «...не глаза, а очи, не волосы, а кудри, не рот, а уста». То же у Куприна: «Он, собственно, не шел, а влачился, не поднимая ног от земли».
Начинать работу по обогащению словаря учащихся, развитию у них навыков связной речи целесообразно с синонимов, которые практически не различаются по значению (везде – всюду, довольно – достаточно, друг – товарищ, затем – потом и т.д.).
Учащимся предлагаются задания следующего типа:

1. Назовите синонимы к данным словам:
Близко, вдруг, всюду, здесь, между, настойчиво, неужели, после, раньше.
Ключи: недалеко, внезапно, везде, тут, среди, упорно, разве, потом, прежде.
Составьте словосочетания с этими синонимами.

2. Подберите синонимы к выделенным существительным:
Роман известного автора, стремительное наступление, большая беда, встреча друзей, жестокаябитва, смелый боец, секретная бумага, вредное влияние, отнестись со вниманием к работе, опытный водитель, сложный вопрос, разбить врага, прийти к выводу.
Ключи: писатель, атака, несчастье, товарищ, бой, воин, документ, действие, интерес, шофер, проблема, неприятель, заключение.

Упражнения с отдельными словами нужны как для обогащения словарного запаса учащихся, так и для усвоения ими грамматических особенностей слов-синонимов. Выполняя упражнения с отдельными словами, учащиеся усваивают, что синонимами являются слова, относящиеся к одной и той же части речи.
При работе над синонимами следует учитывать явление полисемии. Полисемия (многозначность) лучше всего раскрывается в работе над словосочетаниями, так как каждому из значений слова соответствует свой синоним.
Учащимся могут быть даны задания типа:

1. Подберите синонимы к прилагательным-определениям в разных значениях:
а) большие дети, большой успех, большой вопрос; б) влажный лоб, влажная земля; в) всякий раз, всякие книги; г) крепкая рука, крепкий лед; д) легкая задача, легкий ветер; е) молодая женщина, молодой сад; ж) мягкий хлеб, мягкий климат.
Ключи: а) взрослый, крупный, важный; б) мокрый, сырой; в) каждый, разный; г) сильный, прочный; д) простой, слабый; е) юный, новый; ж) свежий, умеренный.

Семантические оттенки синонимов не всегда отчетливо выражены. Практика показывает, что только специальные упражнения помогут усвоить значения синонимов.
Понимание семантических оттенков синонимов при введении новой лексики достигается, помимо комментирования, специальными упражнениями: путем расположения синонимов по степени возрастания признака, выделения в данном синонимическом ряду стилистически нейтральных синонимов, слов более широкого значения, вставки соответствующих слов в текст с пропусками и т.д. Например:

1. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда.
Спешить – торопиться – лететь; находиться – присутствовать; гасить – тушить; разговаривать – беседовать; совершать – допускать; оканчивать – переставать; следить – наблюдать; создавать – устраивать; подбирать – поднимать; подходить – подъезжать; приезжать – приходить; справляться – спрашивать.
Ключи: бежать, быть, выключать, говорить, делать, кончать, смотреть, организовывать, собирать, приближаться, прибывать, узнавать.

2. К следующим словам подберите синонимы, в которых признак выражен сильнее.
Влажный, большой, известный, нехороший, темный, небольшой, полный, пожилой, неинтересный.
Ключи: сырой, огромный, знаменитый, плохой, черный, маленький, толстый, старый, скучный.

Не менее важны упражнения со словосочетаниями, помогающими понять различия в значении слов-синонимов. Как уже указывалось, синонимы могут различаться своей сочетаемостью. Покажем это с помощью специальных упражнений.

1. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый?
Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.
Ключи: решение, проект, план, предложение.

2. Согласуйте с данными существительными прилагательное толстый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное полный?
Мужчина, женщина, мальчик, книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло, стена, ребенок, школьница.
Ключи: книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло, стена.

3. Согласуйте с данными существительными прилагательное старый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное пожилой?
Человек, собака, лошадь, дерево, дом, друг, мебель, книга, квартира, женщина, учитель.

Предложение – основная коммуникативная единица языка. Поэтому усилия преподавателя должны быть направлены на развитие у учащихся умения составлять стилистически правильные предложения, для чего могут быть рекомендованы следующие задания.

1. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.
1) Звание ... обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив ... (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, ... отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос ... дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

2. Расскажите о вашем любимом писателе, используя данные синонимы.
Крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать – воспроизводить – передавать – рисовать; автор – художник слова – писатель; жизнь – действительность; разный – различный; герой –персонаж – образ – тип – характер; правдиво – реалистически; сюжет – фабула; значение – роль.

3. Вставьте вместо точек наречие быстро или скоро.
Помните, что наречие быстро указывает на быстроту протекания действия, а скоро – на то, что действие осуществляется, завершается через короткое время, в ближайшем будущем.
1) Слух о самозванце ... распространялся (А.Пушкин). 2) Пятнадцать лет мне ... минет(А.Пушкин). 3) Но ... день за днем умчался (А.Пушкин). 4) Акулина выучилась азбуке удивительно ... (А.Пушкин). 5) Не ... ели предки наши, не ... двигались кругом ковши, серебряные чаши с кипящим пивом и вином (А.Пушкин).
Составьте предложения со словосочетаниями: быстро идти, скоро вернуться, скоро окончить, быстро лететь, скоро наступать.

4. Вместо точек вставьте существительное долг или обязанность.
Слово долг (только ед. ч.) обозначает то же, что и обязанность. Кроме того, оно имеет значение: то, что взяли взаймы. Но лишь слово долг употребляется в выражениях: по долгу чего-либо, человек долга, долг службы, присяги, чести, в долгу перед кем, чем-либо, у кого-либо. Обязанность же обозначает то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-либо согласно закону или общественным требованиям, а также внутреннего побуждения.
1. По ... гостеприимства он не мог допустить Дарью Александровну нанимать из его дома лошадей (Л.Толстой). 2) Очень благодарен вам и в ... не останусь, особенно у Маши: шелковых платьев накуплю ей, как куколку одену (И.Гончаров). 3. Я болен и ... старшего офицера выполнять не могу (К.Станюкович).
4. В ... студента входит посещение всех лекций и практических занятий.
Составьте предложения со словосочетаниями: человек долга, по долгу службы, права и обязанности граждан, прямая обязанность, вменить в обязанность (обязать делать что-то).

5. Вместо точек вставьте существительные дорога или путь.
1. «В продолжение этого времени он имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда человек не принадлежит ни к ..., ни к сидению на месте» (Н.Гоголь). 2. «С ... бы следовало поесть чего-нибудь, да пора-то ночная, приготовить нельзя» (Н.Гоголь).
3. В книге рассказывалось о первопроходцах, которые прокладывали новые ... через пустыни, горы, океаны. 4. «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону ... избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины» (Н.Гоголь). 5. «В ... героев снаряжал, наводил о прошлом справки и поручиком в отставке сам себя воображал»(Б.Окуджава).
Для справок. Существительное дорога имеет значение «полоса земли, служащая для езды и ходьбы». Слово путь, также обозначая полосу земли, предназначенную для передвижения, указывает на линию движения в пространстве, обозначает маршрут, направление развития чего-либо, чьей-либо деятельности. Кроме того, слова путь и дорога могут обозначать процесс езды, передвижения (т.е. поездку, путешествие), а также время поездки, путешествия.
Существительное путь может обозначать способ, средство достижения чего-либо, образ действия, а существительное дорога такого значения не имеет.

6. Объясните значение глаголов достигать – достигнуть(достичь) – добиваться – добиться.
1. Достиг я высшей власти: шестой уж год я царствую спокойно (А.Пушкин). 2. Молва о вашей подвижнической жизни достигла уже и до столиц (А.Островский). 3. Мороз здесь [в Якутске] достигал, говорят, до 48 градусов (И.Гончаров). 4. Она во что бы то ни стало хотела быть разведчицей и день за днем настойчиво добивалась своего (А.Барто). 5. Так вот вы и добиваетесь, чтобы его арестовали? (М.Булгаков).
Составьте предложения со словосочетаниями: добиться своего (настоять на своем), не добиться ничего, достичь леса, достичь человеческого роста.

7. Вместо точек вставьте слова нельзя, невозможно. В каком предложении можно употребить оба слова?
1. – Котам ...! Брысь! Слезай, а то милицию позову! (М.Булгаков) 2. С раннего детства овладела Надей привычка нянчиться с Нюрой, учить ее, что надо делать, что ... (С.Сергеев-Ценский). 3. ... ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (А.Грибоедов) 4. Лошадь его славилась в целой Кабарде, – точно, лучше этой лошади ничего выдумать ... (М.Лермонтов). 5. Муромский принял своих соседей как ... ласковее (А.Пушкин).
Для справок. Слова нельзя и невозможно являются синонимами в значении «неосуществимо». (Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится. – Цицерон). Эти слова синонимичны и в значении «неприятно, невыносимо». В комнате холодно и сыро, в ней нельзя(невозможно) жить. Кроме того, слово нельзя имеет значение «не разрешается, не рекомендуется». В этом значении оно не является синонимом слова невозможно и употребляется в сочетании с инфинитивом глагола несовершенного вида.

8. Объясните значение слов весь и целый. В каком предложении они являются синонимами?
1. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой (А.Пушкин). 2. Конь, весь в пыли, почуя волю, дико мчался (А.Пушкин). 3. Я прочел всего Пушкина (Ф.Достоевский). 4. Пустяков увидел на его груди орден. И то был не Станислав, а целая Анна (А.Чехов). 5. Вот парадный подъезд. По торжественным дням, одержимый холопским недугом, целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям (Н.Некрасов).
Составьте предложения со словосочетаниями: во все времена, на все руки (мастер), целый и невредимый, в общем и целом (вообще, без подробностей).
Для справок. Местоимение весь указывает на полный охват однородных предметов. Прилагательное целый, выступая в роли местоимения, обозначает до краев наполненный, такой, от которого ничего не убавлено, не начатый, нетронутый. Со словами весь и целый сочетаются: а) существительные, обозначающие меру (пачка, коробка, мешок, стакан, тарелка); б) существительные, обозначающие отрезки времени (день, сутки, ночь, неделя, месяц, год).
Со словами весь сочетаются: а) существительные, имеющие собирательное значение и обозначающие твердые или жидкие вещества (весь сахар, все молоко, весь уголь, вся вода и т.д.); б) существительные, обозначающие части тела (весь нос, вся грудь, все лицо и т.д.); в) существительные, обозначающие какую-либо поверхность (весь потолок, вся крыша, вся дорога и т.д.); г) абстрактные существительные (вся власть, весь ум, вся энергия и т.д.).
Со словом целый сочетаются существительные, обозначающие единицы измерения длины, объема, веса (целый килограмм, целый литр, целый метр).
Со стилистической функцией синонимов знакомить учащихся целесообразно только на продвинутом этапе обучения. Они должны усвоить, что синонимы употребляются для разнообразия речи и как средство уточнения высказанных мыслей. Точность в выражениях мысли достигается путем сопоставления или противопоставления синонимов. В первом случае каждый из синонимов вносит нечто новое в высказываемое положение: Это уж, друг мой, глумление, издевательство (А.Чехов), во втором – точность мысли достигается в результате отрицания одного положения другим (Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы...(А.Чехов).
Вниманию учащихся предлагаются упражнения главным образом аналитического характера.

1. Выпишите синонимы и определите их стилистическую функцию.
1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой). 2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев). 4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными, в то время как сотни интеллигентов пошли «в народ» и многие попали уже в тюрьму, в ссылку (М.Горький). 5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею(А.Чехов).
Ключи:
1, 2. Усиливают экспрессивность высказывания. 3, 4, 5. Функция уточнения.

2. Определите функции синонимов.
1. Лузгин! ... по-прежнему ли одолевает тебя твоя молодость, которую тщетно усиливался ты растратить и вкривь и вкось: до того обильна, до того неистощима была животворная струя ее(М.Салтыков-Щедрин). 2. Стало быть, того поспрошаю, у другого наведаюсь – ну и дойду как-нибудь до настоящего (М.Салтыков-Щедрин). 3. Наш полк побывал всюду и везде ремонтировался хорошенькими женщинами (М.Салтыков-Щедрин). 4. Конечно, я был бы не прав, если б утверждал, что в моих глазах происходило прямое воровство, или кража, или грабеж (М.Салтыков-Щедрин). 5. А жилец прямо горой за Лешку. Он, говорит, не дурак, Лешка-то. Он, говорит, форменный идиот (Тэффи).
Ключи:
1. Усиливает экспрессивность высказывания. 2 и 3. Функция уточнения. 4. Градация с целью повышения экспрессии. 5. Противопоставление.

3. Как с помощью синонимов достигаются экспрессивность выражения мысли и ее точность?
1) Старику захотелось важных, серьезных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять (А.Чехов). 2) Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи, а жрать, как голодному волку (Л.Леонов). 3) Я стал не большим, а огромным (Я.Смеляков). 4) Через двести–триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (А.Чехов).

4. Выпишите из данных предложений синонимы и объясните их стилистические функции.
1) Им она не прекословит,

Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.

(А.Пушкин)

2) Он отправился в буфет покупать себе билет. А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу. Побежал он на перрон, влез в отцепленный вагон (С.Маршак).

3) Князь печально отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает».

(А.Пушкин)

4) Да, скучно. Мямлишь, канитель разводишь, слюнями давишься (М.Салтыков-Щедрин).

5) За двугривенный человек рисковал, что его в бараний рог согнут, и в табак сотрут, и туда зашвырнут, куда ворон костей не заносил (М.Салтыков-Щедрин).

Ключи. В предложениях № 1, 2 синонимы разнообразят речь, позволяют избежать повторения одних и тех же глаголов. В предложении № 3 усиливают экспрессивность высказывания, как и в предложениях № 4, 5, где использован прием нагромождения синонимических выражений.

 

22 ВОПРОС Культура речевого поведения в профессиональной сфере

Два жизненных проявления человека -- деятельность и поведение -- различаются тем, что в деятельности поступки определяются сознательными целями и мотивами, а поведение нередко глубоко в подсознание. В соответствии с этим специалисты по теории речевой деятельности, психолингвисты, определяют речевую деятельность как мотивированное, определяемое целями сознательное речевое проявление, а речевое поведение -- как лишенное осознанной мотивировки автоматизированное, стерео-типное речевое проявление (в силу типичной прикрепленности такого проявления к типичной, часто повторяющейся ситуации общения).

Речевое поведение человека - сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:

общение людей как представителей тех или иных групп (наци-ональных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель -- подчиненный, консультант -- клиент, преподаватель -- студент и т.д.);

передача информации множеству лиц: прямая в случае публич-ной речи или опосредованная в случае средств массовой ин-формации.