Выручка от реализации включает суммы денежных средств, поступившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг

Понятие выручки от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.

В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации:

· по отгрузке – метод начислений

· по оплате – кассовый метод

Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты.

Для целей налогообложения некоторыми налогами (в частности НДС, налог с продаж) организации определяют в своей учетной политике метод признания выручки от реализации либо по факту отгрузки, либо по факту оплаты. Если организация признает для целей налогообложения выручку от реализации по оплате, то при исчислении налога на прибыль, НДС и некоторых других налогов корректируется сумма дохода исходя из фактической оплаты реализованной продукции, товаров, работ, услуг.

Для целей налогообложения налогом на прибыль все организации, за некоторым исключением, должны исчислять выручку от реализации методом начислений. Исключением составляют организации, у которых на дату определения дохода (осуществления расхода), в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Если организация признает выручку от реализации по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов). В таких случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создается из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истек.

Выбор метода признания выручки от реализации имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия. При выборе метода начислений предприятие должно учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов еще до того, как будут получены денежные средства от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам.

Размер выручки от реализации равный совокупным затратам называется "критическим объемом реализации". Если предприятие будет получать выручку меньше критического объема, то это приведет к получению убытка, получение выручки в размере большем критического объема реализации принесет предприятию прибыль. Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают критический объем реализации. Вычислив величину средних переменных затрат (Пер), постоянных расходов (Пос) и цену продукции (Ц) можно рассчитать критический объем реализации (Ко) по формуле:

 

Пос

Ко = Ц - Пер

 

На величину выручки от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров, объем продаж в натуральном выражении.

 

  1. Планирование доходов от реализации.

Планирование выручки от реализации осуществляется одним из двух способов:

1) метод прямого счета

Выручка от реализации (В) определяется на произведение цены (без налогов в виде надбавок к цене) (Ц) на объем реализованной продукции (выполненных работ) в натуральном выражении (Р).

В = Р х Ц

2) расчетный метод

При этом методе учитываются выпуск товарной продукции (Т), остатки готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на начало (Он) и конец (Ок) планируемого года

В = Он + Т – Ок

Расчет осуществляется в ценах продаж, причем остатки на начало планируемого года оцениваются по ценам предыдущего года, товарный выпуск и остатки на конец планируемого года в плановых ценах. Не менее важно определить и полную себестоимость реализованной продукции, поскольку разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью составляет прибыль от продажи.